Подготовка основания
На первой стадии, этап подготовки ничем не отличается от традиционного метода укладки брусчатки на щебёночно-песчаное основание:
- Подготовка «корыта». Для этого снимается грунт на 20-25 см.
- Выравнивание основания. Бугры срезаются, выемки подсыпаются.
- Трамбовка грунта. Можно использовать как специальные инструменты, так и применять различные приспособления, выполненные своими руками. Если при трамбовке использовалась вода, то необходимо дождаться высыхания грунта.
- Для предотвращения прорастания растений в «ложе» можно положить геотекстиль.
- Также можно устроить гидроизоляцию, используя обычный рубероид. Это мероприятие позволить избежать проникновения влаги к бетонному основанию снизу.
- Устройство подушки из щебня или гравия высотой в 5 см с последующей её трамбовкой.
- Установка бордюра. Бордюрный камень монтируется на цементный раствор слоем 1,5-3 см. После фиксации бордюра, производится дополнительная отсыпка щебнем слоем в 10-15 см. если вы делаете отмостку для дома или конструкцией дорожки бордюры не предусмотрены, то устанавливается опалубка из доски.
- Уплотнение и заполнение пустот подушки, речным песком. Для достижения более качественного уплотнения можно применять виброустановку.
Результат получается достаточно прочным и надежным
При устройстве больших площадок, или в тех местах, где предполагается наличие дополнительных нагрузок, желательно предусмотреть армирование. Для этого нужно уложить готовую сетку или же сделать её самому. Использовать можно как традиционную стальную арматуру, так и более дешевую, но не менее качественную, арматуру из стеклопластика.
Материалы и инструменты
Работы с бетоном вполне можно провести без бетономешалки, но именно она может существенно сэкономить ваше время.
Для того чтобы положить бетон на бетон, необходимо купить готовую сухую смесь или приготовить ее самостоятельно в следующей пропорции: цемент – 1 часть, песок – 3 части, гравий (щебень) – 3 части, вода – половина от общей массы сухой смеси. Для выполнения работ, связанных с бетонной стяжкой, понадобятся следующие инструменты: мерная емкость, щит с лопатами или бетономешалка, лазерный уровень или гидроуровень, правило, уровень-линейка, нож, рулетка, кельма для бетона, шпатель, отвертки и саморезы, плоскогубцы и проволока, мастерок, швонарезчик, затирочная машинка, металлическая сетка, веревка, профиль для маяков.
Преимущества и недостатки укладки брусчатки на бетонное основание
Положительные качества жесткого покрытия:
- твердость;
- способность противостоять воздействию интенсивных механических нагрузок без потери свойств на протяжении длительного периода;
- исключается риск просадок плиточного покрытия;
- продолжительная эксплуатация, сложно точно определить, сколько прослужит бетонное основание, т.к. это зависит от его качества и соблюдения технологии монтажа;
- если придерживаться инструкции, избегать ошибок, то можно сделать всю работу по обустройству бетонного покрытия самостоятельно;
- в процессе монтажа не требуется использовать дорогостоящее оборудование, сложный инструмент;
- бетон хорошо переносит воздействие предельных температур, а также их перепады;
- стойкость к вымыванию мелкофракционного материла из слоя бетона, для сравнения песчано-щебневое основание разрушается быстрее;
- способность выдерживать воздействие агрессивных сред;
- если на этапе монтажа черновое основание было выполнено без дефектов, то укладывать плитку будет проще, т. к. поверхность при этом ровная, нет необходимости корректировать ее;
- не нужно производить трамбовку, благодаря чему исключается риск образования углублений в процессе выполнения этой работы.
Недостатки у данной технологии тоже имеются:
- уложить плитку на слой бетона несколько сложнее, чем на песчано-щебневую подушку, данный процесс займет больше времени и сил;
- возрастает стоимость покрытия ввиду необходимости укладки бетона;
- высокая вероятность выполнения ошибок, что сразу приведет к сокращению срока службы;
- необходимость обустройства системы водоотведения (создается уклон при монтаже бетона).
Аргументы за и против укладки
В нашей стране люди считают, что самая качественная отмостка – это та, которая выполнена из бетона. Однако, бетон со временем может трескаться и крошиться, а это выглядит некрасиво и не эстетично.
Аргументы в пользу этого варианта (при условии соблюдения технологии):
- Бетон предотвратит смещение изделия по основанию, оно не «поплывёт» из-за осадков.
- Бетонная отмостка способна выдерживать большие нагрузки, поэтому вероятность продавливания, проседания или откалывания положенных элементов снижается в несколько раз.
-
Не нужно тратить время на формирование уклона отмостки для стекания влаги в дренаж (при условии, что такой уклон уже был сделан на бетонном покрытии).
Уклон должен быть от 1,5° до 5° по направлению от здания. Тогда будет обеспечиваться отвод осадков (на 95%), дождевая вода не будет скапливаться на поверхности или затекать между швами.
- Плитка может стать дополнительным утеплителем фундамента, который предотвратит вспучивание грунта в холодное время года, а, соответственно, снизит нагрузку, оказываемую на здание.
- Отмостка в виде плиточного покрытия придаст дому законченный внешний облик и улучшит архитектурные параметры здания.
Но все эти плюсы могут резко превратиться в минусы при несоблюдении технологии или пренебрежении создания уклона на поверхности.
важно честно оценить свои силы:
- есть ли опыт в проведении подобных работ;
- есть ли понимание основных рабочих моментов и знание нюансов отделки;
- будет ли обеспечен надёжный дренаж для слива сточных вод;
- получится ли обезопасить последний подсыпочный слой от влаги, сделав его максимально гигроскопичным либо добавить перед плиткой специальный водоотталкивающий слой.
При ответе «нет» хотя бы на один из этих вопросов, лучше не рисковать и не пытаться уложить материал самостоятельно. Рекомендуется привлечь к этому делу людей или компанию, разбирающихся в этих вопросах и уже имеющих опыт в подобных строительных работах. Иначе вместо отмостки, которой нужно любоваться, хозяин дома получит жалкое зрелище, испорченное влагой и вспученным покрытием.
А поскольку под низом бетон, а не песчаная смесь, воде не удастся просочиться в землю, ей некуда будет деваться дальше, и вся накопленная влага скопится под материалом. С приходом морозов, накопленная вода замёрзнет, расширится в объёме и просто вывернет покрытие.
Также дело обстоит со снегом и наледью зимой. Днём это всё будет подтаивать и затекать в трещины, а ночью замерзать и разрушать материал изнутри. Поэтому вывод один: необходима хорошо продуманная дренажная система.
Укладывать плиточное покрытие на бетон целесообразно также тогда, когда требуется добиться идеально ровной поверхности. Во-первых, песчаный раствор легче утрамбовать, когда под ним уже есть твёрдая основа из бетона. Во-вторых, на таком основании проще подогнать отдельные элементы друг к другу.
Использование такого изделия на бетоне нецелесообразно в том случае, когда нужно сохранить природные линии местности (естественные и плавные).
Пошаговая инструкция
Качество несущего слоя в случае укладки плит на бетон очень важно из-за использования жесткой фиксации. При неудачном исполнении сооружение быстро потрескается
Подготовка подушки из бетона
Для улучшения качества работ по подготовке бетонного основания под тротуарную плитку можно использовать объемную георешетку — конструкцию в виде сот, выполненную из синтетического материала, стойкого к гниению и химическим воздействиям.
При растяжении такая решетка образует устойчивый в горизонтальном и вертикальном направлениях каркас, армирующий любой насыпной материал, размещаемый в ячейках. Срок службы подобной решетки — до полувека.
- На дно траншеи укладывают георешетку и засыпают ее 15-сантиметровым слоем щебня. Высота решетки подбирается так, чтобы ее края были ниже уровня щебня и не мешали трамбовке.
- Подушка из щебня трамбуется.
- Поверх щебня укладывается армирующая сетка.
По контуру разметки, выполненной из колышков и шнура, выставляется опалубка, в которую будет заливаться бетон.
Готовится бетон и непрерывно заливается в опалубку, чтобы в теле бетонной подушки не образовались так называемые холодные швы, снижающие прочность конструкции.
Сразу после заполнения опалубки для уплотнения структуры материала и отведения воздушных пузырей используют погружной вибратор.
Бетонная подушка накрывается пленкой, чтобы избежать слишком быстрой потери влаги и следующие 3–7 дней ее поверхность периодически смачивается водой.
На большой площади через каждые 2–3 м нужно делать температурные швы. Для этого перпендикулярно опалубке и поверхности земли устанавливаются доски, которые потом нужно будет убрать и перед укладкой брусчатки заполнить швы эластичным составом. Во время перепадов температур эти швы помогут избежать разломов бетонной подушки.
Для отвода влаги, попавшей на поверхность бетонной подушки под брусчатку, на некотором расстоянии друг от друга устанавливают обрезки полипропиленовых или асбоцементных труб, верхний уровень которых должен быть вровень с верхним уровнем бетонной подушки, а нижний конец располагаться на прослойке из щебня. Перед началом укладки дренажные отверстия заполняются мелким щебнем.
Когда бетон полностью застынет, опалубка убирается.
Установка бордюров
В оставшееся после разборки опалубки углубление нужно установить бордюры. Для этого делается жесткий бетон, мастерком укладывается в ров и на него по одному устанавливаются бордюрные камни.
Чтобы вогнать их в раствор, используется резиновая киянка. Щели между камнями заливают жидким бетоном.
Высота бордюров должна быть как минимум на 20–30 мм ниже верха брусчатки, чтобы не мешать стоку воды. Через сутки, когда раствор застынет, пространство между бордюрным камнем и стенками траншеи засыпается песком.
Как правильно класть
Габариты плит выбираются в зависимости от назначения: для тротуара достаточно толщины 4–5 см, а если на поверхность будут заезжать машины, то выбирают брусчатку не тоньше 6 см.
На бетонное основание плиты укладывают на сухую песчано-цементную смесь или на цементно-песчаный раствор.
- При использовании цементно-песчаной смеси (ЦПС) используется только просеянный песок. Раствор готовится из 1 части цемента и 3 частей песка, консистенция должна быть как у густой сметаны. Мастерком на бетонную подушку раствор выкладывается ровным слоем в 2–3 см. Брусчатка укладывается на раствор по запланированной схеме и слегка вбивается в раствор с помощью киянки. Горизонтальность поверхности следует выверять как можно чаще строительными уровнями.
При использовании для укладки сухой ЦПС работы ведутся аналогично укладке брусчатки на песчаную подушку — на бетон насыпается слой сухой ЦПС (3–5 см), выравнивается правилом или обычной доской с ровным краем, а затем на эту подушку выкладываются плиты.Сухая ЦПС готовится из расчета на 1 часть цемента 6 частей песка, но в сухом виде она не в состоянии прочно удерживать брусчатку, поэтому по завершении работ площадка хорошо проливается водой, которая попадает через зазоры между плиткой вниз и смесь застывает.
Заделка швов
Между брусчаткой швы засыпают сухой ЦПС и проливают водой. Операцию повторяют до тех пор, пока смесь не перестанет усаживаться. Через 2–3 суток, когда поверхность окончательно высохнет, убирают строительный мусор, веником сметают мелкий сор и пыль и, при необходимости, промывают поверхность сильным напором воды из шланга.
Полезное видео
Еще больше о технологии укладки тротуарной плитки на бетонное основание узнаете из этого видео:
Завершающие работы
Цель этого этапа – заполнение швов между элементами брусчатки. Для этого применяют смесь мелкого песка (сеяного) и цемента. Соотношение связующего и наполнителя составляет 1:5. Ингредиенты тщательно перемешивают в сухом виде, а затем высыпают массу на поверхность кладки.
Щеткой или веником сухую смесь загоняют в щели, стараясь как можно плотнее забить их. Затем дорожку поливают водой и оставляют на 3-4 дня для схватывания и высыхания цемента. После этого процедуру повторяют, добиваясь заполненности швов по уровню поверхности.
Иногда швы заливают жидким раствором цемента с песком (пропорции те же – 1:3). Раствор наносят прямо на кладку и растягивают шпателем, втирая в швы. Остатки раствора снимают сухой тряпкой после высыхания.
Подготовительные работы
Очень важный этап, не менее чем непосредственная укладка тротуарной плитки. Если сделать некачественно, то и долгой службы не получите
Обратите особое внимание на эти рекомендации
Ваши площадки:
- парковочные места
- дорожки
- отмостки
- зоны отдыха
Они должны быть обязательно под уклоном. Рекомендуемый уклон полсантиметра на метр. Когда вы спланировали участок, ваша задача зафиксировать уклоны нитками, лесками, либо чем то еще. И потом начинаете обратно отматывать пирог, который хотите себе сделать.
В нашем случае выглядит так:
- верхний уровень который мы определили, отнимем плитку — 6 сантиметров;
- отнимаем песчано-цементную смесь — 3 сантиметра;
- бетонную плиту — 15 сантиметров;
- экструдированный пенополистирол — 5 сантиметров;
- песок — 5 сантиметров;
- и отнимаем щебень — 5 сантиметров.
Вы прочитали экструдированный пенополистирол под дорожкой. Да ребята это так — экструдированный пенополистирол под дорожкой. Можно ли укладывать и для чего он нужен? Для того чтобы избежать ненужного морозного пучения.
Благодаря ему вы можете сократить дополнительный слой песка и щебня, то есть сделать минимальным, просто уплотнить верхний слой и пройтись с трамбовкой.
После того как вы поняли на какое расстояние вам нужно заглубиться в землю, вы начинаете копать.
- Снимаем чернозем, копаем до песка.
- Со дна траншеи убираем мусор и корни растений.
- Дно разровнять граблями.
- Смачиваем водой со шланга.
- Утрамбовываем.
Да, кстати, нам еще надо определиться, как мы будем класть плитку. Вообще есть несколько технологий, но сейчас, коротко расскажу о трех.
Этапы укладки тротуарной плитки на бетонное основание
Существует несколько вариантов обустройства мощения с применением тротуарной плитки, но наиболее качественным и долговечным принято считать способ укладки элементов такого покрытия на заранее подготовленное бетонное основание.
Подготовительные работы
Перед тем, как приступить к процессу мощения, требуется ещё раз проверить основание на предмет отсутствия трещин и разломов, перепадов по высоте и пустот. Горизонтальность поверхности контролируется при помощи строительного уровня. Если претензии к бетонному основанию отсутствуют, то можно приступать к следующему этапу подготовки, который заключается в очистке поверхности от цементной пыли и загрязнений.
Установка бордюров и засыпка цементно-песчаного основания
После разборки деревянной опалубки углубление может быть использовано для установки бордюрного камня. С этой целью необходимо приготовить жесткий бетон, который при помощи мастерка укладывается внутрь углубления, а сверху устанавливаются элементы бордюра. Чтобы предать бордюру высокую прочность, то можно приклеить элементы друг к другу. С этой целью на торцевые части фрагментов наносится клей.
Тротуарная плиткаукладывается на так называемую гарцовку, представленную сухой цементно-песчаной смесью. Выравненную смесь нужно достаточно хорошо увлажнить, что позволит надежно удерживать все элементы мощения на поверхности бетонного основания. Цементно-песчаная смесь готовится из одной части цемента и шести частей просеянного песка без добавления воды. Гарцовка засыпается на поверхность площадки слоем 50-60мм, после чего выравнивается при помощи правила или обычной доски. Выполняется тромбовка закрепляющего слоя виброплитой или посредством обычной ручной трамбовки.
Укладка тротуарной плитки
Укладывать элементы тротуарной плитки можно разными способами. Если выполняется мощение с применением цементного раствора, то на бетонное основание при помощи кельмы накладывается цементный раствор толщиной 2-3см и устанавливаются элементы плитка. Плотную подгонку можно сделать резиновой киянкой. Для обустройства зазоров в 3-5мм, применяются специальные пластиковые крестики.
Забиваем швы
Специалисты рекомендуют швы засыпать сухой цементно-песчаной смесью, которая затем проливается водой. Такой процесс должен повторяться до тех пор, пока используемая смесь в швах перестанет усаживаться. На заключительном этапе нужно убрать с поверхности весь строительный мусор, а также при необходимости, осуществляется промывка мостовой водой из шланга под сильным напором.
Устройство песчаной подушки под укладку тротуарной плитки
Поверх второго слоя геотекстиля насыпают слой песка толщиной 4-5 см, выравнивают его и уплотняют. Геотекстиль не даст песку осыпаться в нижний слой щебня и вызвать этим просадку брусчатки. На эту песчаную подготовку начинают укладывать тротуарную плитку.
Подушка под тротуарную плитку укладывается в три слоя
Однако существует технология, по затратам мало отличающаяся от устройства песчаной подготовки, но гарантирующая более высокий результат мощения в плане прочности и долговечности. На второй слой геотекстиля нужно положить тщательно перемешанную сухую смесь песка с цементом в пропорции 7:1 слоем 4-5 см и разровнять её.
Цемент в данной пропорции чуть увеличит затраты на укладку плитки, но, постепенно поглощая в силу своей гигроскопичности влагу, сделает подушку монолитной. Процедура приготовления такой сухой смеси несравнима по трудоёмкости с приготовлением своими руками бетона, на который также кладут тротуарную плитку, но даёт близкий к нему результат.
Выбор типа основания под укладку брусчатки
Подушку под монтаж брусчатки выбирают с учетом планируемых нагрузок на нее. Для пешеходной садовой дорожки достаточно хорошо утрамбованного песка, но под автомобильный подъезд требуется заливка бетонного основания. Это позволит обеспечить долгий срок службы покрытия и предотвратить появление дефектов на сильно нагружаемых поверхностях.
Песчаное основание
Для пешеходной садовой тропинки или зоны отдыха достаточно песчаного основания. Толщина подушки в этом случае не должна быть меньше 20-25 см. Чтобы правильно выполнить ее укладку, на размеченном участке снимают дерн и выбирают грунт так, чтобы поверхность финишного покрытия была выше уровня почвы на 3-4 см.
Щебеночное основание
Подойдет для площадок под легковые авто на устойчивых, плотных типах грунта и пешеходной дорожки с большой проходимостью. Для засыпки котлована применяют щебень фракцией 2-4 см. На дно нужно предварительно уложить слой ПГС для формирования дренажного слоя и только потом переходить к формированию щебеночной основы.
Бетонное основание
Бетонное основание кладут на участках с пучинистыми грунтами или при высоких нагрузках (интенсивное автомобильное движение, прохождение грузовиков). Глубина котлована при этом составляет 50-100 см. Под бетон тоже предварительно засыпают песчаную подушку и трамбуют ее.
При заливке стяжки на больших площадях нужно делать температурные швы. Для этого на каждых 2-2,5 м длины поверхности ставят поперечную планку опалубки, чтобы отделить соседние плиты. После застывания бетона швы заполнить пластичным материалом.
Порядок выполнения работ при устройстве основания.При засыпке песка в подготовленный котлован необходимо сформировать уклон в сторону газона. При расположении дорожки у стены строения уклон направляют от нее. Величина уклона составляет не менее 5 мм на каждый 1 м. Уклон незаметен при ходьбе, но способствует стеканию дождевой воды с поверхности покрытия. Толщина нижнего песчаного слоя составляет 5-10 см.
После засыпки песок тщательно промачивают водой и трамбуют. Во время трамбовки рекомендуется использовать специальный инструмент – виброплиту. После уплотнения и выравнивания нижнего слоя насыпают второй из смеси песка и цемента 6:1, соответственно:
- по краю будущей дорожки ставят бордюрные камни, фиксируя их цементно-песчаным раствором;
- между бордюрными деталями рассыпают подготовленную смесь (слой в 10 см), формируют и проверяют уклон;
- трамбуют насыпанное основание.
Такой способ подготовки подходит и для щебеночной основы, но в этом случае вместо сухой смеси песка и цемента несущим окажется слой щебня.
Устройство бетонной стяжки более трудоемко. В подготовленный котлован засыпают 10-15 см щебня или ПГС. Подушку трамбуют, придавая ей нужный уклон. После этого по границам разметки ставят опалубку из досок. Для заливки стяжки применяют стандартную бетонную смесь из 1 части цемента, 3 – песка и 4 – мелкого щебня. Сухие ингредиенты перемешивают, а затем добавляют воду до получения густого теста сметанообразной консистенции.
Стяжку распределить слоем 3 см, уложить поверх него арматурную сетку, а затем залить еще 6-12 см раствора. При растягивании массы формируют уклон и оставляют на 10-12 часов. После этого опалубку можно снять.
Перед укладкой клинкера необходимо поставить бордюрные плиты и фиксировать их цементно-песчаным раствором. Затем в зависимости от способа монтажа брусчатки засыпают стяжку 3-4 см песка или выполняют кладку без подушки, на клей.
Как выбрать качественную тротуарную плитку
Плитка из бетона
Перед тем как укладывать изделия, уделите особое внимание покупке качественного материала. И дело и не только в «плохом» бетоне, но и в параметрах каждой плитки
Если они нарушены, то и укладывать такое «подобие материала» будет очень сложно.
Плохое качество плитки
Так как гранитную плитку низкого качества выбрать просто невозможно, а о качестве можно судить только из сопроводительных документов, то рассмотрим подробнее нюансы, которые помогут купить качественные вибролитьевое покрытие для садовых дорожек. Надежная укладка материала зависит именно от самого изделия.
Его можно определить последующим признакам:
- Наличие паспортов качества. Они должны быть на каждую партию. Если по каким−либо причинам поставщик их не предоставляет, то лучше не рисковать и найти более надежного продавца. Чтобы не быть обманутым, сравнивайте на маркировке поддона номер партии и паспорт, прилагаемый к нему. Сертификаты соответствия можете не требовать, так как плитка тротуарная не подлежит обязательному сертифицированию.
- Внешний вид. Чтобы точно быть уверенным в качестве покупаемого изделия, протестируйте парочку на выбор из поддона. Переверните плитку тыльной стороной. Если она блестящая – много пластификатора, если гладкая – много воды. Оба эти признака говорят о нарушении технологии производства. Шершавая, немного бугристая сторона − свидетель хорошего продукта. Не стесняйтесь, и проведите с нажимом ключом по лицевой стороне. Если осталась глубокая царапина, то перед вами низкосортный материал.
- Параметры. Посмотрите внимательно на плитку в плоскости. Она должна иметь одинаковую толщину. Померьте 5 штук из поддона: если у 3−х из них есть отклонения более чем в 2 мм между сторонами или изделиями, то покупать такое изделие не стоит, так как могут возникнуть проблемы с укладкой.
- Высолы. Возможно, приходилось видеть белые неприглядные разводы на бетонной плитке. Эти высолы являются результатом химических процессов твердения бетона, проявляются со временем, и от них не так-то просто избавиться. Но, используя специальные добавки, такой проблемы не будет. Поэтому если продавец пустит на склад, приглядитесь — есть ли на плитке такие следы. Если нет, берите плитку и не сомневайтесь.
- Недостатки. Если на большинстве изделий присутствуют трещины и сколы углов, это говорит о ее плохой прочности.
Обязательно посмотрите, как такая плитка упакована. Если она будет болтаться в поддонах, то обязательно поколется при перевозке. Наиболее надежная упаковка – обмотка пленкой со всех сторон.
На фото правильная упаковка плитки
Как положить тротуарную плитку на старый бетон
Практически так же как и на свежий, есть только несколько моментов:
- бетон должен быть прочным и не крошиться;
- поверхность ровной;
- нужен небольшой уклон для слива воды.
Поэтому внимательно осмотрите ваше основание. Где надо, подлатайте цементно-песчаным раствором. Может где-то даже отремонтируйте: поставьте опалубку и пролейте бетоном. Возможно захотите увеличить площадь покрытия — это так же возможно.
Если же бетон, откровенно говоря, слабый и легко крошиться, то не обманывайте себя. В конечном итоге окажется дешевле разбурить его и пролить новый, чем потом ремонтировать свежесделанную площадку.
Пошаговая инструкция
Технология укладки тротуарной плитки состоит из последовательно выполняемых этапов:
- подготовка бетонной подушки;
- монтаж бордюров;
- фиксация плит;
- заполнение швов;
- обработка покрытия.
Подготовка подушки из бетона
подушка из бетона
Для повышения долговечности и надежности основания рекомендуется применять георешетку. Конструкции в форме сот выполнены из синтетического сырья, устойчивого к повреждению плесенью, гнилью, воздействиям агрессивных щелочных средств. После растягивания решетка выполняет роль каркаса, выдерживающего напряжения горизонтали либо вертикали. Конструкция позволяет армировать разные составы в ячейках.
Георешетка выкладывается на основание траншеи и покрывается слоем гравия до 15 см. Подушка утрамбовывается, сверху размещается армирующая сетка. По уровню выполненной разметки выставляют опалубку.
Смешиваются компоненты для бетонного состава, который выкладывается в опалубку. После заливки смеси для предотвращения образования водных пузырей применяют для перемешивания состава погружной вибратор.
Бетонный слой закрывают полиэтиленом для предотвращения высыхания материала. Поверхность дорожного покрытия требуется смачивать водой в течение 3-7 суток.
При формировании покрытия с большой площадью требуется проложить температурные швы через 2-3 м. Для этого перпендикулярно опалубке располагают доски. После высыхания состава их убирают, проемы заполняют эластичным материалом. При изменениях температурных режимов швы позволят предотвратить трещины на бетонном основании.
Для вывода влаги с поверхности бетона при заливке устанавливаются части асбоцементных либо полипропиленовых труб. Перед укладкой отверстия для дренажа заполняют мелким гравием. После застывания бетонного основания опалубка разбирается.
Установка бордюров
установка бордюров
В углубления от опалубки устанавливаются бордюры. Монтаж элементов позволяет предотвратить скол краев, повышает износостойкость дорожного полотна. В изготовлении конструкции используются элементы из каменных пород, полимерпесчаная плитка, вибропресованные изделия.
До 50% от габаритов бордюра скрывается под слоем земли. Грунт необходимо тщательно утрамбовать для повышения прочности основания, устойчивости конструктивного решения.
Для сцепления бордюров с поверхностью применяется бетон с жесткой структурой. Материал выкладывается в ров, сверху устанавливаются бодюрные элементы. Для уплотнения в основании блоки простукивают киянкой из резины.
Проемы между элементами заполняют жидкой бетонной смесью. По техтребованиям в высоту бордюры должны быть ниже брусчатки на 20-30 мм для беспрепятственного оттока воды. Выдержать застывание раствора необходимо 1 день. Затем проем между бордюром и стенами траншеи заполняют песком.
Как правильно класть?
Затем можно приступать к монтажу плит на бетонную отмостку, как уложить правильно подскажет знание размеров блоков в соответствии с назначением площадки. На пешеходный тротуар выкладываются плиты толщиной 4-5 см, на площадки автопарковок, подъездные пути к дому устанавливают брусчатку не менее 6 см толщиной.
После приготовления цементного раствора до сметанообразной консистенции кладут блоки. Раствор выкладывается мастерком на поверхность, блоки монтируются по выбранной схеме и утрамбовываются киянкой. Необходимо выверять горизонталь кладки с помощью строительного уровня.
При применении сухих смесей на поверхность высыпается материал слоем не менее 3-5 см, разравнивается с помощью правила. На подушку устанавливаются тротуарные плиты. В сухом состоянии смесь не сможет удерживать элементы, поэтому требуется после завершения монтажа пролить водой покрытие. После высыхания состав прочно скрепляет блоки.
Тротуарные плиты можно выкладывать разными схемами, создавать оригинальные композиции на придомовых пространствах, у общественных зданий. В перечне распространенных схем монтажа блоков:
- “елочка”;
- “плетенка”;
- по диагонали;
- “шахматка”.
схемы монтажа блоков тротуарной плитки
Заделка швов
заделка швов
Швы между плитами заполняют сухой смесью и поливают. Работы выполняются до завершения усадки состава. После 2-3 дней материалы должны застыть. Необходимо убрать мусор, смести веником пыль. Тротуар поливают из шланга водой под сильным напором.
Зачем на бетон?
Мощение тропинок, парковок, переднего двора и зон отдыха тротуарной плиткой необходимо для повышения качества эксплуатации участка. В классической технологии элементы облицовки монтируются на песок или сухую смесь (1/5 цемент, песок, соответственно). Однако в сложных случаях применяется укладка тротуарной плитки на бетон для обеспечения стабильной геометрии покрытия:
- подверженные усадке грунты – таковыми являются почвы с низким расчетным сопротивлением (пылеватый песок, торф, свежая не сформировавшаяся насыпь);
- пучинистые грунты – способны разрушить покрытие, так как вспучивание неравномерно на отдельных участках, виной тому чешуйчатая структура глины.
Реже необходимо декорировать плиткой эксплуатируемые конструкционные элементы – пол гаража, сарая, отмостку, стяжку на парадном дворе, существующие дорожки. Демонтировать бетон в этом случае слишком долго, он является прочным основанием, поэтому плитка укладывается поверх него.
Существует несколько способов мощения, пошаговая инструкция к каждому из них приложена ниже. Однако застройщику следует учесть нюансы:
- пучение грунтов – если облицовывается отмостка или дорожка из бетона, эксплуатирующаяся несколько лет, и не разрушившаяся за это время, можно быть уверенным, что глины под ней нет, если же планируется заливка новой бетонной стяжки в силу вышеуказанных причин, то абсолютных гарантий, что в промерзающем слое глинистые почвы отсутствуют, у владельца участка нет;
- влага – бетонная стяжка и бордюры по бокам (у отмостки бордюр и фундамент с другой стороны) представляют собой жесткий короб, дождевые стоки, даже при наличии сбоку желоба ливневки, частично проникают внутрь конструкции через швы, насыщают бетон (возможно растрескивание при замерзании) и пропитывают раствор или песок, которые вспучиваются зимой.
Жесткое бетонное корыто может накапливать осадки, не давая им испаряться.
С другой стороны – в отличие от глины, насыщенный влагой песок увеличивается при замерзании в объеме равномерно:
- вся плитка приподнимется на одинаковую высоту зимой, не доставив неприятностей владельцу;
- весной вода оттаивает, плитка вернется в исходное состояние.
Поэтому данным нюансом чаще всего пренебрегают, особенно в сочетании с линейной ливневкой, желоба которой установлены по наружному периметру отмостки или с одной стороны дорожки между поребриками и плиткой.
Несколько советов перед укладкой плитки
Несколько простых и действенных советов перед началом работ, которые впоследствии сэкономят вам кучу времени и нервов:
- Для начала необходимо составить подробный план будущих работ и на его основе произвести разметку. Используйте для этого обычный шпагат и деревянные колышки. Благодаря этим нехитрым действиям вы сможете грамотно оценить фронт будущих работ и хотя — бы примерно понять сколько расходных материалов вам потребуется.
Обычно участок разбивают на несколько зон:
- основной въезд во двор, а также место парковки автомобилей
- дорожки вокруг дома и во дворе
- зона отдыха
Плитка отличается как по размеру, так и по способу изготовления и для каждой зоны подходит своя
Назначение
дорожки |
Вид
плитки |
Толщина плитки | Толщина плитки |
Тротуар, пешеходная часть | Вибролитая | 25-40 мм | Песчаная подушка |
Дорожная (место въезда, парковки авто) | Вибролитая | 40-60 мм | Цементно — песчаная подушка |
Промышленная | Вибро-прессованая | 60-80 мм | Бетонная + ЦПС подушка |
Если у вас сыпучий или подвижный грунт, то без применения бетонной подушки вам не обойтись, в остальных случая достаточно ЦПС — подушки.
2. Тщательно подходите к выбору плитки. На данный момент на рынке очень много производителей и к сожалению далеко не все добросовестные:( Качественная брусчатка должна обладать хорошими эксплуатационными свойствами и будет радовать вас не один год)
3
При монтаже важно не забыть про уклон (достаточно 5 мм), чтобы вода могла беспрепятственно уходить
4. До начала работ необходимо сделать ливневку или дренаж(если таковые будут предусмотрены), проложить все коммуникации.
5. Не забываем, что при дожде все работы необходимо остановить. Подушка под укладку должна быть абсолютно сухой
Зачем нужна
Люди порой задаются вопросом, нужна ли такая подушка для укладки тротуарной плитки вообще, либо это просто устаревшая технология, применяемая по старинке
На деле она имеет важное функциональное практическое значение. Она играет роль фильтра, предотвращающего поднятие воды
Если бы не было этой прослойки, влага бы поднималась по вверх и образовывала бы высолы, кристаллизовалась, вела бы к постепенному разрушению конструкции. Дополнительная защита как бы отсекает движение воды, обеспечивая безопасность верха. С ней тротуар будет в хорошем состоянии на протяжении значительного промежутка времени.