Как сделать крючок для вязания арматуры своими руками

Способы вязки арматуры

Существует несколько методов скрепления прутков и сетки своими руками:

  • сварка рамок и стержней;
  • вязка проволокой;
  • соединение на пластиковые хомуты.

Способы вязки арматуры выбирают исходя из характера фундамента и собственных возможностей. Для сварки нужно уметь работать со сварочным агрегатом, в то время как проволока – инструмент, доступный начинающему строителю.

Преимущества и недостатки соединения сваркой

Связка арматуры для фундамента сваркой – метод надежный и эффективный.

Достоинства его несомненны:
швы по прочности ничем не уступают прочности стержня;
полученный каркас не имеет слабых звеньев, все связки одинаково прочны;
метод одинаково надежен как при строительстве многоэтажных зданий, так и маленьких коттеджей.

Недостатки существенные:
чтобы правильно соединить элементы каркаса, нужен опыт сварщика. Далеко не все владеют им;
способ не годится, если для усиления используется стеклопластиковая арматура;
сварка – работа грязная, опасная и занимает немало времени.

Этот способ обычно выбирают, когда имеют дело с объемным громоздким каркасом, рассчитанным на большую нагрузку.

Плюсы и минусы соединения методом вязки

При сооружении одноэтажных коттеджей укладка и вязка арматуры чаще выполняется проволокой. Берется для этого проволока нужного диаметра, необязательно оцинкованная, так как весь каркас все равно будет погружен в толщу бетона.

Вязальная проволока

Преимуществ у такого метода масса:
для вязания арматуры своими руками не нужен большой опыт или специфические умения;
работа отнимает минимум времени, так как, по сути, строителю нужно лишь затянуть проволокой 2 стержня;
легко устранить возможные недочеты: проволока разматывается или перекусывается кусачками;
укладку и вязку можно выполнять прямо в опалубке.

Минусы метода:
каркас получается не слишком жесткий. При переносе крупных сегментов конструкция нередко расшатывается и дозатягивать крепления приходится повторно;
не годится для усиления тяжелых конструкций, рассчитанных на высокую нагрузку.

Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами

Самые легкие фундаменты усиливают тонкими прутками или даже сеткой. Здесь выгоднее использовать пластиковые хомуты. Они просты, легки, обеспечивают надежную фиксацию. А для их установки не нужны ни усилия, ни опыт.

Фиксация арматуры пластиковыми хомутами

На деле недостатков у такого способа очень много:

  • пластик чувствителен к низкой температуре, на холоде он лопается. Поэтому ставить хомуты можно только в теплую погоду;
  • если каркасов несколько и они имеют большие размеры, хомутов понадобится много, что заметно увеличит стоимость армировки;
  • передвигаться по готовой конструкции нельзя, потому что пластик не настолько прочен.

Используемые виды арматуры

До начала разбора темы, как правильно вязать арматуру для фундамента, надо разобраться с самой арматурой. Ведь сегодня рынок предлагает две ее разновидности:

  1. Это обычная стальная.
  2. Композитная.

Использовать обычную стальную все привыкли давно. Но что собой представляет вторая модель, чем она отличается от первой, и лучше ли она.

Стальная

Металлическая арматура – это шесть классов, которые друг от друга отличаются процентным содержанием легирующих добавок. И чем последних больше, тем выше класс, тем выше характеристики.

Сами по себе арматурные стержни – это прутки с гладкой или рифленой поверхностью. Первый класс – гладкий, остальные рифленые.

Рельефная структура – это увеличение площади сцепления арматуры с бетонным раствором. К тому же выступы выполняют функции сдерживающих бортов, когда арматурная конструкция начинает работать на растяжение.

Стержни с более высокими характеристиками и размерами слишком дороги, при этом выполняют те же функции при не самых больших нагрузках. А низшего класса арматура для фундаментов слабовата. Но надо добавить, что в армирующих каркасах даже гладкая арматура используется. Она не является основной, но для перемычек, раскосов, связок и прочих не нагружаемых узлов ее применяют.

При выборе необходимо обращать внимание на маркировку изделия, особенно на индексы. Вот только два из них:

  1. «С» — это обозначение, что арматуру можно сваривать.
  2. «К» — в сталь были внесены антикоррозийные добавки. Этот тип является самым дорогим, так что в частном домостроении не используется.

Что касается сварной арматуры, то она также не самый дешевый вариант. Поэтому для частников оптимальный вариант – вязка стальной проволокой. Что касается вопроса, какой проволокой вяжется армирующий каркас, то о ней будет разговор ниже.

Композитная

Эта разновидность является материалом относительно новым. В ее основе лежит пластик, куда добавляются наполняющие его компоненты: стекло, углерод, базальт.

Самой популярной является стеклопластиковая разновидность, потому что она просто дешевле двух других практически при тех же прочностных характеристиках.

Если говорить о технических характеристиках этого материала, то:

  1. Прочность на растяжение у пластиковой арматуры 1000 МПа, у стальной 390.
  2. Она легче металлической в 3,5 раза.
  3. Сталь коррозирует, пластик нет.
  4. Он не проводит электрический ток.
  5. У него низкая теплопроводность.

Что касается отрицательных сторон, то:

  1. Металлическая арматура по упругости лучше.
  2. Пластик относится к категории слабо горючих материалов.
  3. При нагреве он размягчается.
  4. Связать арматуру стеклопластиковую можно только хомутами или проволокой, стальная может свариваться.

Сегодня еще не разработаны четкие рекомендации по технологии использования композитной арматуры, поэтому специалисты рекомендуют применять ее в фундаментах под легкие постройки. Под тяжелые лучше укладывать стальную.

Процесс арматурного вязания

Для фундамента столбчатой или свайной конструкции каркас просто необходим. Обыкновенный бетон с добавлением арматуры превращается в железобетон, по этой причине её используют при строительстве домов и других зданий.

Как правильно вязать арматуру своими руками? Есть много способов, но строители применяют вязку с помощью проволоки. Дополнительно применяя такие инструменты, как плоскогубцы, шуруповёрт или просто крючки.

Крючок является самым популярным, универсальным и практичным из всех инструментов при вязки. Процесс выполнения арматурной вязки выполняется в несколько несложных действий:

  • Проволоку необходимо связать пополам, затем происходит накидывание арматуры на прутья, которые заранее должны быть параллельно уложены.
  • Далее на крючок насаживают образованную петлю и оставшиеся свободными концы.
  • Крючок постепенно поворачивают, тем самым затягивая проволоку и надёжно фиксируя арматуру в надлежащем положении.
  • И наконец крючок снимается, перед вами готовое соединение.

В том случае, если работа предстоит с ленточным фундаментом, то для этого потребуются пластиковые хомуты для арматуры.  Но они, как правило, дорого стоят и не обеспечивают должной надёжности.

Как изготовить крючок своими руками

Чаще всего на рабочих местах сами арматурщики изготавливают крючки для вязки арматуры «под себя», в соответствии со своими предпочтениями и ориентируясь на привычную им форму инструмента или его размеры. Иногда выбор делается исходя из материала крючка: так, некоторых не устраивает излишняя мягкость электродной стали, и на крючок они пускают жало длинной отвёртки.

Для самодельного крючка на выходе металлического стержня из рукоятки делается небольшой, под углом в 10-15 угловых градусов, изгиб, а затем после 12-15 см следующего прямого участка жала делается в той же плоскости ещё один изгиб, примерно под 90⁰. Затем идёт плавное искривление (закругление), уже после которого следует немного заострённый участок (сам крючок) длиной 1,5-2 см.

Пруток берётся гладкий, без рёбер (какие бывают у прутков разного диаметра по ГОСТ 34028-2016), желательно из арматуры, на которую шла легированная сталь, для избегания коррозии прутка, поперечным сечением не более 0,5 см.

Инструменты для вязания стеклопластиковой арматуры

Данный материал появился в строительных магазинах совсем недавно. Его предназначение заключается в постройке одноэтажных-трёхэтажных зданий или при каких-либо бытовых работах. По сравнению со своим стальным собратом данная арматура не подвержена коррозии, у неё нет швов, при растягивании сохраняет свою прочность.

Предлагаем ознакомиться: Как сделать крючок для вязания проволоки

Профессионалы применяют данный материал для создания бетонных ограждений, а также для пеноблоков, кладок из газоблоков. Сразу возникает вопросы. Какие существуют особенности у данного материала и как его правильно вязать?

Проволока для вязки. Лучше выбирать толстую проволоку, чтобы не возникало разрывов при вязки и при дальнейшей эксплуатации. Её фиксация происходит при помощи крючков.

Пластиковые хомуты. Возможно купить в строительных магазинах. Хомуты при вязки лучше туго затягивать.

Этапы укладки арматуры

Основание дома обычно выполняют из бетона. Это прочный и надежный материал, который, тем не менее, не слишком устойчив к нагрузкам на сжатие и растяжение. Повышать прочность и массу фундамента не имеет смыла. Правильным является улучшить его жесткость, то есть создать дополнительный каркас. Именно этот эффект и обеспечивает вязка арматуры.

Выполняется усиление в определенной последовательности:

  1. В первую очередь, выбирают схему укладки. Арматурные стержни и сетка в итоге должны оказаться в глубине бетона и не контактировать с грунтовыми водами. Разместить их следует максимально равномерно, чтобы каркас распределял дополнительную нагрузку на весь фундамент.
  2. Конструкцию собирают отдельно. Каркас представляет собой ряд прямоугольных рамок. Размеры их таковы, что после установки контур оказывается на расстоянии 10 см от дна, верха и боковых сторон опалубки. Количество рамок зависит от длины периметра. Дистанция между контурами оставляет 50 см, может быть и меньше.
  3. К уголкам рамки приваривают продольные стержни, соединяющие контур в одно целое. Диаметр прутка зависит от величины предполагаемой нагрузки. Фиксировать стержни можно не только сваркой, но и вязальной проволокой.
  4. Армирование углов выполняют с помощью Г-образного железного хомута или нахлеста и лапки. Нахлест составляет не менее 60–70 см.
  5. Перед заливкой фундамента каркас опускают в опалубку и фиксируют: ставят на подпорки из кирпича или камня. Укладывать лучше сегментами.

Армирование и вязка углов фундамента Г-образными хомутами

Вязание или сварка

Перед заливкой бетона, внутри опалубки, собирается каркас из арматуры. Методы крепления стержней бывают различными:

  1. пластиковые хомуты;
  2. сварка;
  3. стягивание вязальной проволокой.

Скрепление арматуры при помощи пластиковых хомутов вызывает, мягко говоря, скепсис у бывалых специалистов. Недоверие к пластику, обуславливает его применение, в ряде случаев, при заливке сплошных горизонтальных поверхностей и вкупе с использованием стеклопластиковой арматуры.

Сварка значительно удорожает и замедляет процесс изготовления арматурного каркаса для фундамента. Требования к качеству сварных швов здесь высокие и выполнять их должен хороший специалист. А хороший специалист берёт хорошие деньги за свою работу. Тем более передвигаться со сварочным аппаратом и проваривать каркас внутри крайне неудобно, а значит медленно. К тому же учитывая новые исследования, в которых выяснилось, что сварка лопается при напряжении бетона, целесообразность процесса сваривания арматуры для фундамента ставится под большой вопрос.

Стягивание арматуры вязальной проволокой — оптимальный вариант при устройстве каркаса для фундамента. Проволока, в этом случае, отвечает всем необходимым требованиям: вязать её быстро и удобно, стыковые соединения получаются крепкими (каркас стоит устойчиво и не расшатывается), хорошее сопротивление на разрыв и растяжение.

А если все требования выполняются — нет необходимости искать другое решение. Учитывая это, большая часть монолитных работ по устройству фундамента производится методом связывания каркаса проволокой.

Для чего производится вязка крючком арматуры

При небольшом объеме работы по бетонированию стальные прутки укладывают в опалубочный каркас, который заполняют бетонной смесью. Однако при усилении крупных фундаментных конструкций сооружается пространственный каркас из стальных стержней. Прутки равномерно распределяются по всему пространству, подлежащему заливке. Это позволяет железобетону равномерно воспринимать нагрузки и повышает прочность строительных конструкций.

Вязка арматуры для фундамента при помощи сварки

Соединение отдельных элементов армирующей металлоконструкции может производиться различным образом:

  • с использованием электрической сварки. Несмотря на повышенную скорость фиксации частей арматурной решетки, в зоне соединения происходит перегрев материала, который нарушает его кристаллическую структуру и может вызвать образование трещин под воздействием нагрузки. Сваренные участки также в большей мере подвержены коррозионным процессам, отрицательно влияющим на прочность и долговечность металлоконструкции;
  • с применением специальных хомутов, произведенных из эластичной пластмассы. Они позволяют значительно сократить продолжительность вязальных мероприятий, но обладают серьезным недостатком. Пластик в холодное время года теряет прочностные свойства. Это является причиной ослабления отдельных участков стыковки и разрывов хомутов при движении по арматурной решетке;
  • применяя крючки для вязки арматуры. Это достаточно простой метод фиксации, обладающий повышенной степенью надежности. Для выполнения работ нужно нарезать проволоку в необходимом количестве. Для сборки решетки используется специальная проволока для вязки, с помощью которой стягивают стержни на участках пересечения. Для упрощения фиксации применяется крючок для арматуры – вязальный инструмент с простым принципом действия.

Для чего производится вязка крючком арматуры

При небольшом объеме работы по бетонированию стальные прутки укладывают в опалубочный каркас, который заполняют бетонной смесью. Однако при усилении крупных фундаментных конструкций сооружается пространственный каркас из стальных стержней. Прутки равномерно распределяются по всему пространству, подлежащему заливке. Это позволяет железобетону равномерно воспринимать нагрузки и повышает прочность строительных конструкций.

Вязка арматуры для фундамента при помощи сварки

Соединение отдельных элементов армирующей металлоконструкции может производиться различным образом:

  • с использованием электрической сварки. Несмотря на повышенную скорость фиксации частей арматурной решетки, в зоне соединения происходит перегрев материала, который нарушает его кристаллическую структуру и может вызвать образование трещин под воздействием нагрузки. Сваренные участки также в большей мере подвержены коррозионным процессам, отрицательно влияющим на прочность и долговечность металлоконструкции;
  • с применением специальных хомутов, произведенных из эластичной пластмассы. Они позволяют значительно сократить продолжительность вязальных мероприятий, но обладают серьезным недостатком. Пластик в холодное время года теряет прочностные свойства. Это является причиной ослабления отдельных участков стыковки и разрывов хомутов при движении по арматурной решетке;
  • применяя крючки для вязки арматуры. Это достаточно простой метод фиксации, обладающий повышенной степенью надежности. Для выполнения работ нужно нарезать проволоку в необходимом количестве. Для сборки решетки используется специальная проволока для вязки, с помощью которой стягивают стержни на участках пересечения. Для упрощения фиксации применяется крючок для арматуры – вязальный инструмент с простым принципом действия.

Приспособление из шуруповерта

Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:

  1. Вязка проволокой.
  2. Сварка.
  3. Пластиковые хомуты.

Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?

Предлагаем ознакомиться Баня из бревна (152 фото): бревенчатые рубленные конструкции, двухэтажный дом-баня из сруба, как срубить своими руками

Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной.

Подобный метод имеет некоторые недостатки:

  1. Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
  2. Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
  3. Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.

Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.

Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:

  1. Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
  2. Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
  3. Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
  4. Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
  5. Себестоимость работы намного ниже.


Пример вязки сетки из арматуры проволокой. Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой.

Предлагаем ознакомиться Как выставить маяки из профиля

Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.

Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.Недостатки, у данного способа следующие:

  1. Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
  2. Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
  3. Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
  4. Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
  5. Температура. Лопаются при отрицательных температурах.

Инструмент для вязки арматуры можно изготовить на базе шуруповерта. Заранее приготовленный крючок нужной длины и формы вставляется в патрон шуруповерта. Процесс работы такой же, как при вязке ручным приспособлением. Главное — правильно подобрать режим работы оборудования. Основным параметром является скорость вращения.

В случае использования автоматического пистолета завязывание узлов проходит со скоростью 1 узла в секунду. Нарезать проволоку не требуется, она в автоматическом режиме обрезается.

Рекомендации по вязке

Выбрав проволоку необходимого диаметра и подготовив инструмент для вязки, рекомендуется следовать советам:

  • для фиксации неподвижности перпендикулярных прутьев при вязке можно использовать доски, зажимая ими концы стержней;
  • после вязки необходимо проверить прочность узлов, так как при заливке бетона с помощью бетононасоса могут произойти сдвиги и смещения каркаса;
  • угловые стержни нуждаются в более прочном укреплении, поэтому узлы проволоки на углах производятся и проверяются особенно тщательно.

Вязка арматурного каркаса необходима при формировании монолитных железобетонных элементов зданий. Так как количество узлов при креплении прутьев получается довольно много, то возникает необходимость выбора оптимального способа скручивания проволоки. Для этого используется специальный крючок, устройство которого может различаться. При этом у каждого вязального инструмента есть свои преимущества, которые будут полезны в определенных сферах строительства.

Вязать или варить арматуру?

Почему арматуру вяжут, а не сваривают? Для этого существует множество причин:

  1. Сварка – это дорого, сложно и опасно. Кроме того, для этого требуется специальное оборудование, электричество на участке, а также специалисты в этом вопросе.
  2. Сваривание менее надежно вязки. Даже если фундамент имеет небольшие размеры, придется соединить множество точек, и нет гарантии, что все они будут качественно проварены.
  3. Высокие температуры при сварке нарушают структуру материала, изменяя его химический состав, что приводит к потере прочности на изгиб, возникновению разрывов от различных нагрузок.
  4. Некоторые виды стройматериалов изначально не предназначены для сваривания.

Вязка арматуры – это надежно, просто, быстро, дешево. Необходимо только знать, как правильно вязать арматуру, и какие инструменты для этого понадобятся.

Автоматический крюк для вязки арматуры

Ускорить и автоматизировать процесс скручивания позволяет специальное приспособление с реверсивным принципом действия. При первом взгляде оно похоже на стандартное ручное устройство, однако отличается наличием винтового механизма, состоящего из следующих частей:

  • пластмассовой рукоятки с внутренней винтовой нарезкой;
  • рабочего органа с винтовой резьбой на стержне.

Указанные элементы в собранном виде образуют механизм с возвратно-поступательным принципом действия. Реверсивное приспособление работает достаточно просто – перемещение ручки вызывает поворот рабочего органа, на который надета проволочная петля.

Преимущества реверсивного приспособления:

  • увеличенная производительность связывания проволоки;
  • возможность использования в зонах с ограниченным доступом;


Автоматический крюк для вязки арматуры

  • легкость производства вязальных операций;
  • долговечность устройства при регулярном смазывании.

Приспособление имеет единственный недостаток – повышенную цену, если сравнивать со стоимостью обычного ручного инструмента.

Используя реверсивный инструмент, вязальщик, не утомляясь, может выполнить увеличенный объем работ. По эффективности винтовое устройство превосходит ручное приспособление, когда необходимо вручную протянуть и закрутить проволочные концы. Без переустановки рабочего зацепа, путем циклического перемещения рукоятки можно добиться надежного крепления.

Порядок действий по применению приспособления:

  • Вставьте зацеп инструмента в скрученную петлю.
  • Потяните рукоятку на себя вдоль рабочей оси.
  • Верните ручку в начальное положение.
  • Произведите следующий цикл перемещения.

Можно также самостоятельно сделать полуавтоматическое устройство для затягивания с помощью обычного шуруповерта. Потребуется загнутый гвоздь без шляпки или г-образный пруток, конец которого необходимо вставить в патрон инструмента. Немного потренировавшись, несложно овладеть принципами работы с использованием этого приспособления.

Нормы и правила выполнения работ

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Вязка арматуры крючком.

Арматуру в каркасы лучше варить или вязать?

При проведении бетонных работ возникает вопрос – Арматуру в каркасы лучше сваривать или связывать проволокой?

Чтобы дать ответ, необходимо определить, с какой позиции мы станем определять преимущества.

Если сравнивать временные затраты, то сваривание электросваркой немного быстрее, особенно если происходит сварка однотипных каркасов на стенде.

Если рассматривать с позиции денежных затрат, то оба способа по затратам примерно одинаковы. При сварочных работах увеличиваются затраты на материалы и зарплату исполнителю с более высокой квалификацией. Но это все перечеркивается увеличением сроков, выполняемой работы или привлечением большего числа людей.

Но есть случаи, когда сварка арматурных каркасов и сеток запрещена по технологии и возможно только связывание арматуры вязальной проволокой. Это относится к особо ответственным сооружениям. Раньше к таким сооружениям относились бомбоубежища. Представители заказчика, выдвигавшие такие требования, объясняли это тем, что при сварке, идет утончение диаметра арматуры, а значит и несущей способности сооружения.

Как правильно вязать арматуру для фундамента

Вязальную проволоку можно приобрести в магазине или сжечь ненужную автомобильную покрышку (в процессе сгорания, проволока, предназначенная для армирования резины, обжигается и приобретает, необходимую для вязания, мягкость и податливость). Проволоку режем отрезками по 30 см.

Арматура для устройства каркаса (как правило, сечением 10-16 мм) сначала режется на отрезки определённой длины. Потом связываются отдельные элементы каркаса. При связывании перпендикулярных узлов используется метод вязки крест-накрест по диагонали. При необходимости связать арматуру параллельно (удлинить каркас) делается нахлёст минимум 25 см, количество узлов на этом стыке должно быть не менее трёх.

Важно! При стягивании стыка стержней арматуры — постарайтесь найти среднее значение натяга. Недотягивать и перетягивать арматуру не рекомендуется

Недотянешь — каркас получится хлипким и может «сложиться», перетянешь — лопнет узел во время скручивания или транспортировки.

Вот, в принципе, и всё. Эта работа особой сложности не представляет, скорость и качество вязания нарабатываются практическим путём. Если остались какие-нибудь вопросы по этапам процесса — посмотрите видео.

Умение вязать арматуру поможет сэкономить при самостоятельном устройстве фундамента. А если процесс обучения пойдёт совсем хорошо и появятся определённые навыки, то вопрос о временном или постоянном трудоустройстве можно снимать с повестки дня. Ведь специалисту, который умеет качественно и быстро вязать арматуру, будет рада любая бригада монолитчиков.

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

Подставки под арматурный каркас

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

Подставка для монтажа верхнего каркаса монолитной плиты

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Вязка стеклопластиковой арматуры

Стеклопластиковая арматура — сравнительно новый материал на строительном рынке, который предназначен для бытового использования, малоэтажного строительства. В отличие от стальной арматуры она более устойчива к коррозии, характеризуется низкой теплопроводностью, поэтому не создает мостиков холода, прочна при растяжении и не имеет швов. Недостаток – низкий показатель прочности на излом.

Материал используют для изготовления ограждающих бетонных конструкций, фундаментов, кладки из газобетона, пеноблока. Какие у него особенности и как вязать стеклопластиковую арматуру правильно?

Для вязки можно использовать:

  • Вязальную проволоку. Проволока должна быть достаточно толстой, чтобы не разрываться при подаче бетона на каркас. Проволоку фиксируют с помощью крючка.
  • Хомуты из пластика. Это готовые элементы, они продаются в магазине и просты в эксплуатации. При использовании хомутов необходимо затягивать их потуже.

Важное внимание уделяется обработке углов. На их место устанавливают специальные элементы, которые продаются в специализированных магазинах. Стоит отметить, что вязать такую арматуру нужно строго без теплового воздействия

Стоит отметить, что вязать такую арматуру нужно строго без теплового воздействия.

Как сделать крючок для вязки арматуры своими руками

Крючок не обязательно покупать. Его легко можно сделать самостоятельно, причем, все размеры подобрать «под себя», сделать так, как вам удобно.

Подойдет толстая стальная проволока — диаметром 4 мм и больше. Например, можно использовать электрод.

На одном его конце выгните кружок. В него будет упираться ручка. Делайте именно кружок. Если просто загнуть — будет неудобно: постоянно будете цепляться рукавами. Так что постарайтесь, и хорошо выгните, чтобы край уперся в стержень.

Сам прут примерно посередине согните под углом градусов 30. Должно получиться что-то похожее на коромысло. На прут нанижете две-три шайбы, подтяните их к колечку — они будут фиксировать ручку.

Варианты самодельных крючков для араматуры

Делаете саму ручку. Вариантов несколько:

  1. Нужны две трубки. Одна чуть большего диаметра, чем ваш пруток (для 4 мм нужен внутренний диаметр 5-6 мм). Вторая — еще больше. Их длина — треть всего крючка или чуть больше. Вставляете одну в другую, и молотком заклепываете их концы.
  2. С обеих сторон трубки приварить шайбы, внутренний диаметр которых чуть больше диаметра прутка.
  3. Выточить ручку из древесины на токарном станке. Но древесину нужно брать плотную — сосна или ель не подойдут — сотрутся быстро.
  4. Использовать кусок полимерной трубы. Стопор снизу — приваренная шайба или гайка.
  5. Ваш вариант.

Готовую ручку надеваете на пруток, привариваете стопорную шайбу, чтобы ручка не скатывалась вниз.

Теперь делаем сам крючок. Затачиваете болгаркой конец прута в конус. Острым делать не нужно, чуть округлым. Потом пассатижами загибаете его крючком. Все, ваш инструмент готов. Можете приступать к работе.

С углом и длиной самого крючка нужно будет поэкспериментировать — подберете тот, который вам удобен. Кто-то считает удобным короткий, круто загнутый крюк, кому-то лучше работать с согнутым под небольшим углом, но большой длины. В общем, пробуйте. Главное условие — он не должен обрывать проволоку. Тогда соединение будет надежным.

Связывание арматурных прутьев

После укладки арматуры собственно и начинается ее вязка. Технология ее весьма проста. Нужно свернуть кусок проволоки вдвое и просунуть ее под крестообразно проложенные связываемые прутья арматуры. В образовавшуюся петлю вставляется насадка шуруповерта, нажимается спуск, и в считанные секунды связка готова.

После первой вязки нужно внимательно осмотреть получившееся соединение. Если проволока разорвана или надломана следует уменьшить число оборотов шуруповерта. Если проволока не завернулась плотно или завернулась не до конца, обороты следует увеличить. Отрегулировав обороты, можно приступать к окончательной вязке.