Лазерная гравировка на металле

Из веревки и кубика, ластика и булавки, картошки и зубочистки можно сделать замечательные печати.

Техника печатания оттисков стара как мир и, очевидно, первыми печатями служили (и по сей день служат) человеческие руки и ступни. Попробуйте обмакнуть в гуашь пальцы и изобразить с помощью отпечатков… цветок-ромашку, павлина (ладонь – туловище, пальцы — хвост), собаку. Пробегитесь босиком по краске, а затем по чистому листу ватмана – вы даже не представляете, какие фантастические композиции получатся.

Как это делается

Ну а если вам не по душе такие экстремальные техники, возьмите ластик или половину сырой картошки, вырежьте ножом для бумаги, скажем, ряд полос, насадите картошку на зубочистку, ластик – на булавку, и печатайте в свое удовольствие, обмакнув печать в цветные чернила или гуашь.

Более изощренный способ изготовления печати – фигурное наклеивание веревки на старый, ненужный кубик. Веревка по возможности должна быть из натурального материала и выразительной фактуры: с переплетениями, торчащими волокнами и пр. Кусок веревки изгибается, например, в форме спирали или петли для одежного крючка, наклеивается клеем ПВА на кубик, оставляется на 10 минут до высыхания. Затем все то же самое, что с картошкой и ластиком, – обмакиваем в чернила или гуашь, печатаем.

Как это делается

Если чернила заменить акриловой краской, то оттиски можно делать и на дереве, и на стекле, и на ткани. Можно воспользоваться, например, акрилом для дизайнерских работ и для ткани от «Олки-арт» (С.-Петербург).

Как делается гравюра?

Из материалов для гравюры пригодятся:

  • картон любого вида (упаковочный, переплетенный, прессшпан);
  • иглы или надфили;
  • ланцет;
  • ножи.

Сама методика проходит в несколько этапов:

  • Мягким карандашом или литографским изображают картину на кальке или глянцевой бумаге. После этого нарисованной стороной кальку прикладывают к листу картона. По ней сверху с нажимом водят специальной пластинкой. А вот дальнейший рельеф получают с помощью процарапываний или гравировкой штихелями, или аппликацией.
  • Придать фактурность гравюре поможет водоэмульсионная краска. Закрепить результат нужно нитролаком, избегая при этом потеков.

Учтите, что эта методика является более профессиональной. Она выполняется вручную, но оттиск картины в таком случае не должен превышать 2030 сантиметров иначе к бумаге прилипнет не вся краска. Для такой процедуры краску нужно выбирать густую, часто смешивают обычную масляную краску и белила, разведенные с олифой в соотношении 7:3. Такой материал должен быть выдержанным несколько дней в открытой посуде.

Слой краски наносится на картон толщиной 0,1–0,5 миллиметра. Для печатания чаще выбирают краски на водной основе, смешивая их с глицерином. Бумагу наносят сверху на картон со слоем краски и начинают процесс притирки. Пластины, которые притирают бумагу, часто натирают воском. Это необходимо для лучшего скольжения.

Эта процедура может выполняться в механизированном режиме с помощью офортного станка. В этом случае на бумагу дополнительно накладывается доска и несколько слоев мягкой бумаги, тогда не будет нарушения рельефности оттиска.

Цветная гравюра может получиться только на картоне. Изначально делается оттиск теплого оттенка. Потом материал просушивается, и далее поочередно делаются оттиски других цветов. Эта процедура занимает достаточно много времени, но зато в гравюре можно достичь разных оттенков, рельефов и фактур на одной картонке.

Чтоб усилить оттиск гравюр, художники используют приладки, прикладываемые сверху листа, с которого выполняется оттиск в тех местах, где художник хочет насытить рисунок. А вот усилить эффект от цветовой гаммы может маска, которая кладется между бумагой и картонкой.

Сам инструмент гравирования — надфиль — нужно держать либо прямо, либо под углом 35 градусов. Бывают ситуации, когда самые маленькие прорези во время печатания сжимаются, и эффект от оттиска не достигается. А также не используйте в этой технике перекрестную штриховку. Проблема этой методики заключается в том, что во время ее применения на картоне будут вырываться целые куски из материала, поэтому оттиск будет некачественным, и вы не добьетесь нужной картинки.

Этот метод больше подходит профессионалам, поскольку человек, который сталкивается с подобной гравюрой в первый раз, может не понять принципа работы метода. К тому же сделать правильный оттиск или нанести краску так, чтоб получился требуемый рельеф, будет особенно сложно. Любые пятна, неровности не в запланированном месте могут смазать эффект гравюры, поэтому перед тем, как выполнять такую работу, нужно потренироваться. Или же выбрать простой вариант.

Гравюра на стали

Эта техника применяется для гравировки стальных пластин. Гравирование осуществляют химическим или механическим способом, используя травильные жидкости или инструменты для резки. С помощью прорезывания или травления в стальных пластинах создают углубления в виде отдельных точек, штрихов или линий.

Получение оттиска со стальной печатной формы на офортном станке.

По сравнению с другими металлами и их сплавами сталь позволяет создать особенно прочную печатную форму. Так, если с медной резцовой гравюры получается около тысячи оттисков, то для стали это несколько десятков тысяч копий. По этой причине некоторые металлы покрывают слоем стали с помощью гальванопластики.

Базовые признаки гравировки на стали:

  • штрих на оттиске получается сухим, жестким, немного рыхлым;
  • по сравнению со штрихом на стали штрих на меди имеет более четкие границы, а штрих на цинке имеет еще более рыхлые, бархатистые края.

Шройдер. Гравюра на стали «Севастополь перед осадой». 1857 г.

Мы рассмотрели основные техники, с помощью которых гравюры создавали со времен изобретения этого вида искусства. Заметим, что в работе многие мастера смешивают разные техники, например, резцовую гравюру и офорт, благодаря чему на свет рождаются новые варианты гравюрных работ. Познакомиться с историей появления разных техник гравюры можно в статье «Гравюра Российской империи история, граверы, продажи».

Процесс и способы изготовления гравюры на картоне

  1. Рисование эскиза. Этот этап выполняется на обычной бумаге и включает в себя создание композиции, компоновку. При продумывании эскиза нужно учитывать, что создание изображения происходит за счет вырезания на картоне определенных участков. Поэтому, чтобы избежать разрывов рабочей поверхности картона, выполнять рисунок стоит пятном или простыми штрихами, но не перекрестными.
  2. После разработки эскиза рисунок переносится на кальку.
  3. Эскиз на бумаге разбивается на тени и свет. Свето-теневую разбивку проводят тушью или фломастером. Это поможет не запутаться при работе с картоном. Если гравюра предполагается цветной, желательно выполнить цветовое решение. При этом надо учитывать, что процарапываемые на картоне детали будут светлыми.
  4. С кальки эскиз переносится на картон. Это делается двумя способами:
    • В первом случае рисунок на кальке рисуется очень мягким карандашом. Тогда для переноса его на картон достаточно будет просто положить кальку рисунком к картону и пригладить поверхность ложкой. Или же обвести не пишущей ручкой по просвечивающимся линиям. Но тогда есть вероятность, что не все линии пропечатаются, да и сам рисунок отобразится в зеркальной проекции.
    • Во втором случае можно просто перевести рисунок через копировальную бумагу. Этот способ удобнее, а изображение можно сделать «смотрящим» как вправо, так и влево.
  1. На получившемся на картоне изображении надо при помощи инструментов вырезать пробельные элементы. Процарапывать картон следует аккуратно, т. к. любой огрех будет заметен на готовой работе. Для лучшего сцепления с пигментом картон можно загрунтовать. В этом случае наносить рисунок можно горячей иглой для выжигания. Плюс грунта еще и в том, что он сохраняет штамп более долговечным и позволяет сделать рисунок четче.
  2. Помимо процарапывания, можно клеить на картон аппликацию. Особенно интересно будет смотреться результат использования настоящих веток, травинок, листьев. Техника аппликации хороша не только как вспомогательная, но и как самостоятельная.
  3. После того как подготовительный этап окончен, можно переходить к заливке пигментом. Независимо от того, предполагается конечное изображение монохромным или цветным, техника здесь одна: на оргстекло наливается небольшое количество нужного пигмента, равномерно распределяется на валик и переносится на картон. Переносить нужно слоем 0,1–0,5 мм, равномерно распределяя пигмент по работе.
  1. Если используется акрил или гуашь, то перед отпечатыванием краску, если она подсохла, нужно смочить. Высохший цвет не даст никакого эффекта.
  2. Далее происходит печать. Для этого в классической графике используется офортный станок. В домашних условиях он заменяется столовой ложкой без каких-либо надписей и узоров. Для отпечатывания на прокрашенный картон накладывается чистый лист плотной бумаги или картона бо́льшего размера. Для надежности его можно закрепить скрепками. Для создания рисунка лист приглаживается ложкой по направлению от центра к краям. Делать это нужно внимательно, не пропуская участков.
  3. Качество получаемого изображения проверяется при отгибании угла листа. После проглаживания всей поверхности лист надо аккуратно, не смазывая краску, отделить от картона.
  4. Дать изображению высохнуть.

Получившийся оттиск должен быть хорошего качества, без потеков краски, без дефектов. Прокраска должна быть равномерной, а изображение хорошо читаемым. В случае если есть какие-то огрехи, не стоит отчаиваться. Можно постараться исправить ситуацию, внеся исправления в наработку на картоне. А также можно менять цветовое решение, получая несколько вариантов изображения.

Учтите! Если нужно поменять цвет изображения, а картон был покрыт масляной краской, то предыдущий цветной слой нужно максимально удалить сухой салфеткой, т. к. даже тонкий слой масла может сохнуть до полугода.

Офорт

Был изобретён в XVI веке. Этот метод мало похож на работу штихелем. Художнику не приходится прилагать так много усилий. Игла в офорте с лёгкостью царапает плёнку, что обеспечивает плавность, лёгкость линий. Офорт имеет схожесть с рисунком, тогда как резец скорее ассоциируется со скульптурным барельефом.

В этой технике выполнялись пейзажи, портреты, наброски. В жанре офорта работал Ван Дейк — он создал портреты современников. Известны работы учеников Рубенса-Снайдерса и Йорданса. Ряд шедевров создал Рембрандт.

Расцвет гравюра на металле в жанре офорта пережила во Франции в ХVIII веке. Франсуа Буше был не только художником, но и выдающимся офортистом в жанре рококо. Известны серии мастера с изображением интимных, уличных сценок, жизни народов Востока. Ряд гравюр он сделал по рисункам Ватто. Работы Буше — это изящество, изысканность и свобода композиции.

В России в жанре офорта работало не так много мастеров. Расцвет этого жанра пришёлся на XIX век. Иван Шишкин, Андрей Сомов, Тарас Шевченко работали в этой технике.

Гравюра на мече

Акватинта — разновидность офорта — позволяет создавать гравюры с тональностями большего диапазона. Очень много для развития этого жанра сделал Франциско Гойя. Он известен как изобретатель системы приёмов в этой технике. Акватинта остаётся одной из самых сложных техник и в наше время. Она требует наличия мастерской и ряда инструментов.

Лучшие гравюры

История гравирования насчитывает несколько веков. За это время было создано десятки тысяч произведений, но лишь некоторые из них стали по-настоящему культовыми. Они не только стали свидетельством таланта авторов, но и помогли им занять достойное место в истории мировой живописи.

«Меланхолия» Альбрехта Дюрера

Самая загадочная работа немецкого гравера. По утверждению многих экспертов, «Меланхолия» считается одной из наиболее сложных в техническом плане. За века своего существования она обросла множеством толкований.

МеланхолияАльбрехт Дюрер

По концентрации символов и многозначительности это произведение не имеет равных. На рисунке находится множество элементов, что позволяет говорить о том, что эта работа – своеобразное послание потомкам.

Один из самых загадочных символов – магический квадрат с числами. В нем зашифрованы несколько важных дат в жизни Альбрехта Дюрера, включая год создания рисунка и время смерти матери.

Серия Капричос Франциско Гойи

Один из самых фундаментальных циклов графических иллюстраций в истории. Франциско Гойя создал уникальную серию из 80 изображений, в которой показывает и высмеивает суеверия, пороки и грехи общества. В его картинах скрыта глубочайшая аллегория, призыв к людям обратить внимания на тайные пороки, которые овладевают ими.

Франциско Гойя стал первым гравером, которые не побоялся обличить аристократию, открыть неудобную правду. На долгие годы серия «Капричос» была забыта, но со временем именно она стала источником вдохновения для многих выдающихся творцов, включая Делакруа, Дали и Мане.

Апокалипсис Альбрехта Дюрера

Самая известная серия гравюр Дюрера, которая ознаменовала новый виток в его творчестве, сделала его всемирно известным. Она состоит из 15 графических рисунков, созданных в качестве иллюстраций к «Откровениям Иоанна Богослова».

«Апокалипсис» увидел свет в 1498 году, когда европейское общество интересовалось всем апокалиптическим.  Это помогло Дюреру мгновенно стать известным, увековечило его имя в анналах мировой истории.

Рыцарь, смерть и дьявол Альбрехта Дюрера

Это произведения произвело настоящий фурор в Европе благодаря мастерскому исполнению и многообразию скрытых символов. Графическое полотно создано в 1513 году, стало одной из особых работ Дюрера, которые сделали его знаменитым.

Рыцарь, смерть и дьяволАльбрехт Дюрер

В средневековой гравюре тесно переплетаются богословские, интеллектуальные и моральные атрибуты схоластики того времени. После изучения гравюры остаются вопросы, на которые зритель пытается самостоятельно дать ответ. Центральный образ изображения – рыцарь, который движется в тесном ущелье. Он полностью погружен в себя и не обращает внимания на происходящее вокруг. Ничто не в состоянии отвлечь его от конечной цели.

Самый интересный момент заключается в том, что Альбрехт Дюрер поместил свои инициалы и подпись на мемориальную доску в нижней части картины. Исследователи до сих пор не могут понять, чем вызвано такое желание автора. Многие из них сходятся во мнении, что таким образом Дюрер пытался отобразить состояние своей души в момент написания произведения.

Модный брак Уильяма Хогарта

Цикл из 6 рисунков «Модный брак» от отца сатирической гравюры Уильяма Хогарта стал революционным. Это объясняется тем, что впервые в Англии открыто высмеиваются нравы и традиции аристократической верхушки. Автор поднял актуальный в те времена вопрос «модных браков», характерных для бедных аристократических родов, которые ради денег были готовы сблизиться с богатыми простолюдинами-буржуа.

Серия высмеивает саму ситуацию, в которой герои гравюры оказались по вине низкой нравственности общества. Хогарт мастерски передал настроение, герои вызывают у наблюдателя скорее жалость, чем насмешку.

Адам и Ева Альбрехта Дюрера

Графическое полотно «Адам и Ева» стала первой попыткой именитого немца изобразить прародителей человечества. Авто изобразил идеальных Адама и Еву, воссоздав картину, предшествующую грехопадению. На рисунке можно заметить яблоко в руке Евы и змея, искушающего ее.

Адам и ЕваАльбрехт Дюрер

Интересный факт – для создания этой работы Дюрер тщательно изучал антропометрию, прибег к античным идеалам красоты. За основу фигуры Адама он избрал Аполлона Бельведерского, Евы – Венеру Медицейскую. Это произведение – виток гордости автора.

Адам и Ева в раюАльбрехт Дюрер

Это первая гравюра Дюрера, на которой в центре сюжета имеется табличка с указанием авторства. Это говорит о том, что Дюрер горд выполненной работой и полностью удовлетворен конечным результатом.

Подготовка материала для рисунка в технике граттаж

История использования граттажа весьма долгая, поэтому инструментов и материалов для реализации накопилось много. Для создания рисунка граттажем вам понадобятся:

  • лист картона или плотная бумага;
  • черная тушь или гуашь;
  • плоская кисть (широкая) с мягким ворсом;
  • масляная пастель, восковые мелки или парафиновая свеча;
  • деревянная шпажка (например, зубочистка), гусиное перо, гвоздь, спица и другой удобный инструмент для процарапывания – профессиональные художники используют резаки (специальные резцы).

Создание основы

Решив заняться созданием эффектным рисунков методом царапанья, подготовьте лист плотной бумаги (можно ватмана) или картон. У вас есть несколько вариантов на выбор:

  • Оставьте бумагу белой.
  • Сделайте основу цветной. Нанесите для этого в произвольном порядке акварель.
  • Закрасьте картон простыми восковыми мелками. Можете использовать один цвет или набросать разноцветные полоски, не оставляя пустых пятен.
  • Возьмите в качестве основы для граттажа цветной картон.
  • Подготовьте картон с уже готовым изображением на нем, например, кусок коробки конфет.

Нанесение воска

Подготовив основу для рисования техникой граттаж, нанесите на нее воск. Сделать это можно несколькими способами:

  • Вотрите в основу восковую свечу.
  • Натрите свечу на терке в емкость и поставьте на водяную баню. Как только воск расплавится, нанесите его на картон, используя небольшую кисточку.
  • Зажгите чайную свечу и набирайте воск на кисть прямо из нее, аккуратно переносите на картон.

Если вы уже нанесли на основу восковые мелки, то этап с воском пропустите. Если же нанесение мелками показалось неравномерным, то исправить эту проблему можно как раз на этом этапе. Улучшить ситуацию можно растворителем, например, попробуйте использовать скипидар. Профессиональные мастера для рисования техникой граттаж вместо воска используют яичный желток, мел, специальную глину.

Закрашивание воска

Для закрашивания можно использовать тушь, гуашь или акриловую краску. Первые два средства рекомендуется слегка перемешать с мыльным раствором или раствором с шампунем. За счет этого краска не будет скатываться с жирной восковой поверхности. Подробнее:

  • Один из вариантов предполагает применение туши. В процессе работы она будет скатываться по восковой поверхности, поэтому вам придется нанести несколько слоев. Как вариант – придайте основе цвет губкой или ватным тампоном.
  • Второй способ закрашивания подразумевает использование гуаши. Краску (любую) нужно наносить пятнами. Такая гравюра будет менее долговечной.
  • Для закрашивания техника граттажа предполагает и использование акриловой краски. При этом есть тонкости – акрил застывает пленкой и поэтому процарапывание возможно с небольшими неровностями.

История развития

Этот способ печати был придуман в Германии писателем и типографом Алоизом Зендельфельдером в 1790-е годы. Полагают, что он изобрел его случайно. Зендельфельдер записал счет из прачечной на камне, который накрыл влажной тканью. Спустя время он увидел, что надпись отпечаталась на материи. Предприимчивый Алоиз решил применить его в печати. Через 10 лет он открыл первую литографическую мастерскую.

Новый способ печати быстро стал популярным из-за низкой себестоимости исходных материалов в сравнении с обычной техникой. Первоначально ее широко использовали в книгопечатании для создания черно-белых иллюстраций. До изобретения хромолитографии старые рисунки раскрашивали вручную акварелью.

В 30-х годах XIX века была создана новая техника, позволяющая печатать цветные изображения. С этого времени литографией заинтересовались художники. В эпоху романтизма появилось новое направление. Художники самостоятельно изготавливали формы для оттиска. После нанесения и обработки камня они относили его в типографию, где тиражировали рисунок.

С изобретения хромо- и автолитографии этот способ стали использовать:

  • для репродукции картин;
  • для создания географических карт;
  • в иллюстрировании;
  • для печати листовок и афиш.

Во второй половине XIX века литографические изображения можно встретить в творчестве многих художников-импрессионистов. Жюль Шере использовал этот вид графики для создания плакатов. Мастер усовершенствовал способ печати: он смог делать два оттиска разных цветов, используя один камень.

В ХХ веке появились новые инструменты живописи, в обществе царили революционные настроения — все это привело к снижению интереса к литографии. Современные художники редко используют классическую технику для печати изображений. Мастера предпочитают другие инструменты живописи и графики.

Техника гравировки

Изначально для изготовления гравюр использовались черные краски, с помощью которых нельзя было прорисовывать пятна, создавать светотень и применять иные художественные приемы. Такая ограниченность не позволяла использовать все преимущества гравирования и создавала массу проблем, решить которые удалось венецианцу Уго да Карпи. Изобретатель предложил использовать несколько досок с одинаковым рисунком, но с разными красками, на него нанесенными.

Новая техника получила название цветной ксилографии. Она позволяла использовать гравирование для создания художественных шедевров, но была трудоемкой, потому не нашла широкого применения. Лишь в конце XIX века появилась возможность использовать данный вид гравюры в широких масштабах.

Гравирование, или ксилография, вне зависимости от цвета, использованных красок, позволяло сделать множество одинаковых рисунков. Оригинальный оттиск использовался до тех пор, пока полностью не стиралась картинка, на нем выбитая.

В качестве доски для нанесения рисунка дерево использовалось недолго, уже в конце XV века, граверы научились делать резцовую гравюру на металле, в частности, использовались медные доски. Медь позволяла самостоятельно определять длину и ширину линий, рисунок получался более глубоким, отпечаток — четким и насыщенным. Благодаря овладению техникой гравировки на металле художникам удавалось создавать достаточно сложные рисунки.

Развитие гравировочного искусства не могло остановиться на использовании всего лишь нескольких материалов. В начале XVII века граверами изобретается новая техника создания досок, с которых делался оттиск, получившая название «офорт». С этих пор на доску воздействовали не только механически, прижимая ее к материалу, на котором должен был проявиться оттиск, но и химически.

Новая техника исполнения позволила усовершенствовать граверное искусство, создавая не отдельно взятые образы, а портреты, натюрморты, сатирические рисунки. В особенности если для изготовления оттиска использовалась цветная гравюра. С некоторых пор превратить в гравюру можно было любое произведение искусства.

Инструменты и материалы

Гравировка подразумевает использование различного оборудования. В продаже можно встретить специализированные гравировальные станки по металлу. Они используются для украшения ювелирных изделий, жетонов, браслетов, кулонов. Для гравировки подойдёт фрезерный станок со специальными фрезами. Желательно чтобы на них присутствовало алмазное напыление.

Однако лучше использовать лазерную установку. Это дорогое оборудование, которое позволяет быстро выполнять красивые рисунки.

https://youtube.com/watch?v=2-uCiQp0u8k

Как выбрать оборудование

При выборе лазерного оборудования для гравировки металла нужно обращать внимание на ряд факторов:

  1. Материал, из которого изготовлены направляющие, станина и рабочая часть. Конструкция не должна быть гнутой, иметь трещины или вмятины.
  2. Проверить работу лазера при покупке.
  3. Панель управления. Лучше покупать станок, оборудованный системой ЧПУ.

Общая технология

Техника выполнения бывает ручная и механическая (используется различное оборудование).

Также она подразделяется на штриховую и обронную:

  1. Техника штриховой гравировки выполняется нанесением контурных линий и штрихов на предмет. Резьба по металлу не глубокая, затрагивает только поверхность предмета;
  2. Обронная, иначе ее называют трехмерной, механическая глубокая техника позволяет добиться объемного рисунка. См. фото.

Резцовая гравировка выполняется специальным инструментом – штихелем.

Если задаться вопросом, как сделать ее самому и где приобрести эти инструменты, то ответ прост: данный инструмент продается в тех же магазинах, где можно найти различные художественные принадлежности.

Тончайшие линии делаются мессер-штихелем. Если понадобится сделать параллельные линии, то делаются они реп-штихелем.

Фото:

Для выполнения качественных работ данный инструмент необходимо заточить, для этого используют мелкозернистый брусок, который предварительно смачивают водой, можно маслом.

Доводят штихель «до готовности» изделием из кожи (можно взять старый ремень), покрытым окисью хрома.

Ручная обработка мелких предметов в домашних условиях предполагает наличие специальной подушки, ее легко можно сделать своими руками: берутся два куска материи одинаковых размеров (круглые или квадратные), сшиваются между собой по краю, отступив от него немного, но необходимо оставить небольшой промежуток для того, чтобы можно было засыпать внутрь песок.

Инструмент для гравирования в виде подушки готов.

Как правильно держать инструмент в руке?

Делать это нужно так, словно вы держите обычную шариковую ручку: указательный палец должен находиться сверху клинка (так называется металлическая часть резца), а большой – придерживает его сбоку.

Работы необходимо выполнять от себя.

В случае, когда нужно изменить направление рисунка, разворачивают подушку с предметом, на котором выполняется нанесение элемента, но не меняют направление движения руки.

Что еще полезно знать о резцах?

Для выполнения гравировки своими руками в домашних условиях сначала желательно потренироваться, чтобы резьба в итоге получилась красивой.

ВАЖНО ЗНАТЬ: Как фосфатировать металл в домашних условиях?

Лучше приобрести набор инструментов: квадратным сечением резцов лучше наносить закругленные линии, круглым сечением лучше делать прямые линии.

Шабер можно сделать самому. Для этого потребуется напильник, с граней которого нужно сточить насечку.

Перед нанесением поверхность необходимо зачистить мелкой наждачкой и отполировать. Для полировки используется специальная полировочная паста.

Паста легко заменяется окисью хрома (масляная краска). Поверхность предмета необходимо тщательно и энергично растереть. Паста растирается кожаным толстым кусочком.

Плоская гравюра

Техника литографии изобретена в 1796 голу в Германии А.Зенефель­дером. В литографии используется способность некоторых пород из­вестняка не принимать на себя краску после протравливания сла­бой кислотой. Процесс работы нал литографией заключается в следующем: пластина из известня­ка сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой (такая фактура называется «корн», или «корешок»). На под­готовленном таким образом кам­не рисуют специальным каранда­шом или пером и кистью, упо­требляя литографскую тушь. Ка­мень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гум­миарабика. В результате протрав­ливания покрытые рисунком ме­ст легко принимают печатающую краску; чистые же поверхности камня ее отталкивают. Доска по­крывается краской при помощи валика и печатается в станке на плотной бумаге. Иногда вместо известняка используют специально подготовленные пластины из цин­ка или алюминия. Часто рисуют литографским карандашом или тушью не на камне, а на особой, так называемой автографской, или переводной, бумаге, после чего рисунок передавливается на камень. Весь последующий про­цесс такой же, как и в классиче­ской литографии. Литография даст несколько тысяч оттисков.