Немытая Европа и чистая Россия
Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.
Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!
Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».
Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.
Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.
Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба
Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.
Блохоловка
И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:
Турция
Хамам — это восьмиугольное мраморное помещение с теплым полом. Потолок — непременно в форме купола, чтобы конденсат не капал на горячие тела, а мирно стекал по стенкам. На полу — горячие плоские камни, на которых удобно разложить усталые телеса. Попирать кого-то ногами тут обычное дело: так усатые банщики делают мыльный массаж.
На женской половине девицы потребляют щербет и мажутся розовым маслом. Когда-то здесь турчанки натирали ноги, подмышки и срамные места мышьяковой мазью, чтобы избавиться от лишних кудрей. Иные обрабатывали даже ушные раковины и полость носа. Еще бы — в гаремах-то конкуренция! У девственниц был особый статус: только они могли париться голыми, остальные — в тонких одеждах до пола.
Видная турецкая баня есть в Стамбуле, называется Чагалоглу, в работе с 1741 года. Когда-то здесь парились турецкие султаны, а теперь даже снимают кино. Например, эпопею про Индиану Джонса.
Баня в средние века
Многие из первых бань предназначались для оздоровительных и лечебных целей, были построены при монастырях. К 1091 году, по приказу епископа Ефрема (потом ставшим Киевским митрополитом), было создано «строение — банное врачево — и всех приходящих безвозмездно врачевать». В это же время монах Киево-Печерского монастыря Агапий, ставший известным благодаря своему таланту к излечению, помогал больным с помощью мазей и бани. Как гласил устав монастыря, больных нужно было мыть в бане не меньше трех раз в месяц. Монахи из Киево-Печерской лавры исследовали древние греческие трактаты, которые нашлись на Руси через некоторое время после византийских походов. Монахи исследовали лечебные свойства воды и пара, чтобы понять, как они исцеляют. В своих изысках, монахи опирались на описания греческих врачей, о лечении различных заболеваний с помощью бани.
Баня на Руси строилась по схеме русской народной курной избы
Однако, баня на Руси, при этом, строилась не по схеме греческого лаконикума, а по схеме русской народной курной избы. С тех пор баня — обязательный атрибут в жизни русского человека, и хотя бы одна, непременно, была в каждом русском поселении. Кроме того, почти во всех домах была своя, отдельная баня. Строить баню разрешалось всем, у кого хватало земли. В 1649 году был назначен указ, который предписывал «мыльни возводить на полых местах и на огородах, подальше от хором». Топили частные бани только по субботам, поэтому суббота считалась банным днём. И-за чего даже общественные бани не работали в этот день.
Банный веник на Руси
Существует столько разновидностей веников, сколько можно насчитать действенных для парения в бане деревьев и кустарников на Руси. И начнем, пожалуй с самого удобного и легкого банного веника.
Березовый веник
Этот веник прямо связан с символом самой России. В краю берез наиболее распространенным, любимым многими банным веником является именно он — березовый. Сей веник лечит от различных кожных заболеваний, оказывает благотворное влияние на состояние организма. Легкие похлестывания этим веником олицетворяют массажные действия, чтобы расслабится или, наоборот, взбодрится, в зависимости от интенсивности ударов.
Березовый веник, наиболее распространенный на Руси
Дубовый веник
Дубовый, более тяжелый банный веник по сравнению с березовым. Основными его функциями являются: избавление от потливости и активное влияние на заживление ран. Для любителей «жестких» процедур дубовый веник подойдет в самый раз.
Веник из смородины
Тоже жесткий, но очень полезный веник. Составляет конкуренцию дубовому. По природным данным этот веник не очень крепкий. Зато он обладает прекрасным ягодным ароматам, наполняя воздух благоуханием. Это позволяет создать дополнительно к банным процедурам — ароматерапию.
Веник из сосны
Этот вариант предпочтителен для сибиряков. Поскольку сосна — растение хвойное, то сосновый веник является источником полезных веществ. Хвоей с древних времен лечили раны и ожоги, спасались при обморожении и экземе. При банных процедурах с сосновым веником излечиваются многие заболевания дыхательных путей. Но, чтобы защитить руки от капающей смолы, нужно надеть защитные рукавицы.
Можжевеловый веник
Эксклюзив среди банных веников. На Руси считалось, что с его помощью в бане можно изгнать нечистую силу. В настоящее время таким венком себя не сильно побалуешь. Поскольку можжевельник занесен в Красную книгу и можно получить штраф, обрывая его.
Веник из ивы
Уж этот веник точно не является дефицитом. Поскольку растет ива в каждом дворе и на городских улицах. Единственное, что будет омрачать удовольствие от хлестания венком, это сами удары, напоминающие розги. Хотя данная процедура помогает избавится от ревматизма.
Баня на Руси
А на Руси баня существовала всегда! Об этом еще писал византийский историк Прокопий Кесарийский в 500-х гг. Древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.
Простота постройки
Строение бани представляло собой бревенчатую постройку с очагом, на раскаленные угли, которого время от времени лили воду, превращая ее в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью. Мы видим, что древние славяне фактически боготворили баню и всё, что с ней связано.
Когда появилась баня на Руси
Ведь баня появилась на территории Руси еще во времена язычества. Тогда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами. Это отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня тогда, как впрочем и сейчас, была не только местом омовения, очищающим тело от грязи, но и своеобразным лечебно-профилактическим учреждением. Здесь заболевших любой хворью людей, могли поставить на ноги.
В летописях X–XIII вв. описывают активное распространение банных процедур у восточных славян. Начиная с V–VI вв., бани носили такие экзотические названия, как: мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, напротив она укрепила свое влияние, став местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.
В былые времена было три вида русской бани: «чёрная», или курна, «белая», и баня в русской печке – влазня, лазня. По обычаю бани строятся на берегу реки, озера, или хотя бы недалеко от колодца.
Баня по-черному
Когда в бане отсутствует дымоход, то дым и копоть выходят прямо в парилку, а стены и потолок покрываются черной копотью. Такую баню окрестили баня «по-черному» . Ведь топят её без дымохода и чтобы не угореть в ней, нужно париться, проветрив парную от дыма, облив стены горячей водой из шайки и, плеснув воды на каменку (печку). Парится в такой бане — не каждый может выдержать. Для этого нужно иметь отменное здоровье.
Современная постройка по принципу русской бани
К тому же, далеко не каждый умеет правильно растопить «чёрную» баню. Это, как особый вид искусства, сейчас, уже почти утерянный, ведь люди, владеющие умением топить баню по-черному живут вдалеке от городской «цивилизации» и это умение остается там, вместе с ними. Некоторое даже предпочитают черную баню белой, так как считается, что она лучше укрепляет здоровье. Это обуславливается тем, что температура в «чёрной» бане намного выше, и жар держится дольше. Кроме того, бытует мнение о пользе дыма, охватывающего парилку, якобы он содержит антисептические свойства.
Баня по-белому
Про баню по-белому есть известная песня В. Высоцкого, прославившая этот тип топления бань. На Руси они появились гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первоначально славяне строили бани без дымохода, используя в качестве естественной вентиляции дверь, которая периодически открывалась. Поскольку в бане по-черному не было дымохода, то весь дым шел в само помещение бани, откуда он выходил через открытую дверь или трубу. После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Затем выгребают остатки углей, выпуская первый пар, чтобы он унес с собой сажу с камней. Далее уже можно париться.
Русская баня на полотнах художников
А вот баня по-белому имеет отличительную конструкцию, предусматривающую дымоход. Как раз через него и выходит пар, а источником жара выступает печь-каменка.
Парилка в русской печи
Существует еще один интересный обряд на Руси, связанный с купанием. Это необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. Такая необычная, но простая процедура привлекала всех: и стариков, и детей, и больных. Если желающий попарится сам не мог влезть в печь, его попросту вдвигали туда на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помочь помыть немощного по всем правилам.
Обряд париться прямо в русской печи
Зарождение русской бани
До сегодняшних дней не сохранилось точной информации относительно времени появления традиции париться в бане на Руси. Первые письменные упоминания об этом относятся к Х веку нашей эры, когда летописец Нестор в своем знаменитом труде «Повесть временных лет» рассказал о парной. В летописях он указывает: уже в первом веке нашей эры люди на Руси хорошо знали, что такое баня. В частности, он упоминает о визите святого апостола Андрея с проповедями в Новгород. И там его поразили парившиеся в бане русские люди, ставшие от пара красными, словно сварившиеся раки.
У историков нет единого мнения о том, является ли баня исконно нашим изобретением или славяне переняли традицию париться у северных племен либо скифов. Но многие ученые считают, что всё же баня была явлением, придуманным на русской земле. В период с X по XII столетия во многих летописях так или иначе упоминаются бани. Интересно, что в старинных записях парная имела различные названия:
- мовня;
- мовница;
- мовь;
- мыльня;
- лазня.
Первые три слова, согласно словарю В. И. Даля – это производные от слова «мыть». Следующие, по разным источникам, означают отделение в бане и ступеньку или полок
Получается, ключевое значение этих названий связано с процессом мытья тела, что доказывает большое внимание русских людей к личной гигиене. Известно, что частные бани имелись едва ли не в каждом доме в деревнях
Как правило, топили их один раз в неделю, чтобы помыться всей семьей. Традиционно банным днем считалась суббота, хотя в некоторых регионах это был четверг.
Уже в середине XVII столетия государство начало регулировать вопросы, связанные с русской баней. Например, в 1649 году был издан официальный указ, касавшийся норм ее строительства. В нем речь шла о том, что иметь подобное сооружение могли все люди, у которых для этого было достаточно земли. При этом возводить бани допускалось лишь на огородах и подальше от жилых помещений. Это связано с высоким риском пожаров в те времена. Нередки были случаи, когда из-за ошибок в растапливании печки в бане деревянная постройка вспыхивала. Если ее строили рядом с домами, это могло грозить масштабным пожаром, который распространился бы на всю деревню.
Банные процедуры не мыслились русскими людьми без использования специального мыла, которое готовили в домашних условиях. Его варили из льняного растительного масла и животного сала: говяжьего, свиного или бараньего. А для царских особ и высокопоставленных лиц с 1630 года Аптекарский приказ (официальный орган, в ведении которого были все больницы и частные аптекари) разработал специальный мыльный состав для лечения различных болезней.
В деревнях вместо мыла в бане часто использовали щелок, добытый из древесной золы. Причем с ним купали даже новорожденных младенцев. Для малышей использовали щелок, полученный из золы соломы, так как считали, что он нежнее древесного очищает кожу. Немного этого щелока разводили в теплой воде и в ней купали младенца. Малышей к бане приучали очень рано. Их легонько парили березовыми вениками. А чтобы не причинить вред ребенку, до банных процедур его кожу обильно смазывали дрожжами, затем заворачивали дитя в пеленку.
Каким должно быть освещение
Окна в банях нужно делать небольшими, так уменьшаются потери тепла. Для маленькой парной – оптимальный вариант глухие окошки, размером 50×50см. В большой бане можно установить теплоэффективные стеклопакеты.
Электроосвещение в парной должно быть неярким, чтоб не портить атмосферу отдыха. Свет лучше делать непрямым. Светильник, желательно, выбрать с деревянным абажуром, хорошо вписывающимся в дизайн бани.
Осветительный прибор можно поместить на потолке либо стене сверху и чуть сзади, ведь русские в бане расслабляются, и свет не должен слепить глаза. Лампы в парном отделении должны иметь нержавеющие плафоны, а выключатели размещаться снаружи помещения.
Потусторонние обитатели бани и старинные обычаи
Парилку использовали не только для очищения тела и души, считалось, что именно здесь обитает нечистая сила. Наверное, не зря бытует подобное мнение. Ведь даже в наши дни слишком назойливого человека посылают в баню. Славяне считали, что в помещении жил банник со своим семейством.
Обитателя парилки старались задобрить любыми способами. После строительства помещения под порог закапывали тушку курицы черного окраса. Это был своеобразный дар баннику. При активном использовании парилки, хозяин, натопив баню, прежде чем перешагнуть порог, спрашивал разрешения у духа. С собой нужно было иметь что-то из еды.
Покидая парилку, требовалось сказать «спасибо» баннику за хороший пар. Все вещи, которые использовали в «мовне» было запрещено заносить в жилое помещение. Также на стенах в бане нельзя вешать иконы. Перед входом в парилку нужно было снять нательный крестик.
История русской парной
Старинная русская баня.
Возникновение бань (мыльня, влазня, мовь) на Руси, которые применялись не только для омовения тела, а также и для сохранения здоровья, омоложения и закаливания организма, произошло еще раньше, чем появилась на свет народная медицина. Также при помощи бани проводились различные обряды.
Например, накануне венчания жених и невеста по отдельности обязательно должны были там омыться, а после свадьбы молодожены уже посещали ее вместе. Причем, после каждой ночи, проведенной вместе, делать это нужно было в обязательном порядке.
Это правило касалось не только простого люда, но и князей, и вельмож, и даже самого царя. Такой обычай существовал на Руси вплоть до начала 18 века.
Со слов летописца Нестора, история русской бани берет свое начало еще с первого столетия нашей эры. Он в своих писаниях упоминает Святого Апостола Андрея, который после проповедования в Киеве евангельского слова, посетил Новгород, где и увидел чудо – людей, парившихся в бане, которые были похожи на сваренных раков.
Также он писал: «Печь в деревянной бане русские накаливают очень сильно, входят туда нагими, берут веник и бьют себя до того состояния, что едва выходят оттуда живыми, затем они обливаются водой, оживают и снова идут париться. Делают они так ежедневно».
В русской бане закаляли маленьких детей даже зимой.
Не обошли своим вниманием русскую баню и путешественники с Западной Европы. Их удивляла и, вместе тем, восхищала любовь славянского народа к крепкому пару, который они не могли выдержать
Кто-то из иностранцев в ту пору даже сказал: «Если русский человек не примет банные процедуры в субботу, ему становится почему-то совестно и как будто ему чего-то не хватает». После того как иностранные путешественники стали посещать Русь, в Париже, Берлине, Вене все чаще можно было встретить подобие русских бань.
Процесс принятия банных процедур до сих пор практически не изменился. И тогда, и сейчас в русской бане обязательно должна присутствовать высокая влажность – почти 100%. Температурный показатель воздуха не должен быть меньше 70-80°C.
Как и в современности, в прошлые времена в бане обязательно использовались березовые веники. Поскольку после жара у людей постоянно возникала жажда, в связи с этим на Руси издавна сложилась традиция держать наготове в предбаннике прохладный квас, который приправлялся мятой или другими душистыми травами.
На картине изображены люди, пьющие квас в предбаннике.
Им же окатывали тело в парной, перед поднятием на полок, который делался из липы и издавал восхитительный живительный аромат. Если какой-либо человек хоть раз в жизни испытал действо русской бани на себе, то он уже ни при каких обстоятельствах не мог устоять от соблазна получить снова такое целебное удовольствие.
Основные помещения в бане
Каждый тип бани включает такие функциональные помещения:
- предбанник (раздевалка);
- парная;
- моечное помещение;
- комната отдыха.
Предбанник (раздевалка)
Предбанник еще называют тамбуром. Здесь посетители оставляют свою одежду, здесь хранятся веники и дрова. Предбанник выполняет ряд функций:
- является зоной с функцией буфера, выравнивающей переход температур от климата снаружи до температуры внутри бани;
- служит местом для досушивания дров;
- зачастую служит также комнатой, в которой отдыхают.
Дверь предбанника должна открываться наружу.
Парная комната
Эта комната является основным, базовым помещением постройки. Здесь поддерживается самая высокая температура и размещается печь. В углу парной находятся камни, с помощью которых создается пар. Под ними должно находиться жароустойчивое покрытие.
Здесь же находятся лавки, размещенные ступеньками. Две, как правило, предназначаются для сидения, одна – лежания. Обустраивая парную комнату, необходимо продумать нюансы:
- для материала, которым обшиваются потолок и стены, характерны определенные теплоизоляционные свойства, с их учетом рассчитывается глубина теплоизоляции комнат, используются конструктивные приемы;
- эффективная работа системы вентиляции обеспечивается специальным коробом или распахивающимся окном, имеющим двойное остекление. Расположение окна – напротив печки;
- дверной проем проектируется с повышенным порогом: так под дверь не проходит прохладный воздух и не снижается теплоэффективность. Сама дверь распахивается наружу;
- парное и моечное помещения должны разделяться, иначе снижается качественные показатели пара и температуры, увеличивается расход топлива.
Моечная комната
Моечная комната, зачастую это душевая кабинка, размещается возле парной. Если размеры строения позволяют, эти зоны являются отдельными друг от друга, в маленьких постройках совмещены. В крупных строениях здесь же оборудуется бассейн или купель.
Средняя площадь моечного помещения составляет 2000х2000мм, тогда есть где принимать водные процедуры и размещать емкости с водой, горячей и холодной.
Окно строится в полтора раза больше окна в парной. Увеличен и дверной проем – 1800х800мм, чтобы обеспечить больший комфорт. По сохранению тепла требования меньше, чем в парной. Порог делается высокий, а пол укладывается из специальной плитки во избежание скольжения и сопутствующих травм.
Комната отдыха
Проекты бань с комнатой отдыха дают простор фантазии. Когда комната для отдыха всего одна, посредством зонирования ее реально сделать многофункциональной. Прием пищи, чаепитие, просмотр телепередач, бильярд – все это происходит в одном помещении. Зонируют с помощью перегородок, окон, предметов мебели, отделочных материалов. Дополнительный уют создаст камин в углу и пара кресел перед ним.
Как история Киевской Руси связана с баней
Так, баня на Руси появилась еще задолго до славян. По свидетельствам выше упомянутого Геродота, древние скифы (примерно V-I века до нашей эры), умели возводить бани и знали таинство банных процедур. Они частенько устраивали что-то похожее на походную баню. Там они они мылись, расслаблялись после изнурительной работы и просто отдыхали, а некоторые лечились. Скифы покрывали жерди войлоком, после чего скрепляли их, и получался некий шалаш. Потом вносили металлический чан с раскалёнными камнями, на которые кидали семена конопли, от которых сразу шёл приятно пахнущий пар. Это и было тем саманным лечением от целебных паров.
Летопись Геродота
Из летописи Геродота: «По сравнению со скифской баней, эллинская – вовсе ничто. Наслаждаясь своей баней, скифы просто вопят от счастья и удовольствия». Скифские женщины делали тогда нечто наподобие современного скраба. Они до того, как начать парится в бане, растирали на камнях кусочки хвои и коры кедра, кипариса и других растений с приятным запахом. В этот порошок наливали немного воды, чтобы получилась однородная густая масса с очень приятным ароматом. Как утверждал Геродот, этой смесью женщины натирали всё тело, после чего смывали, и тело становилось чистым и блестящим.
Сведения из «Повести временных лет»
В известной «Повести временных лет», котрорую составил летописец Нестор-монах Киево-Печерского монастыря, (дошедшая до нас последняя редакция относится к 1113 году), есть подтвержденные сведения о банях на Руси. Из этой исторической рукописи Нестора стало понятно, что баня была совершенно обычным явлением на Руси ещё задолго до XII века. В книге «Повести временных лет» есть интересный рассказ о том, как апостол Андрей отправился к землям славян. По преданию, святой Андрей пришёл на киевский холм около берега реки Днепр (место, где сейчас находится чудесная и величественная Андреевская церковь) и начал там проповедовать Слово Божье. После чего спустился с холма и отправился вверх по течению реки. Этим путем он продвигался в сторону севера так далеко, что попал в город, где сейчас находится современный Новгород.
Андрей увидел поражающую его воображение картину: люди сидели в деревянных постройках, наполненных паром, хлестали себя и друг друга вениками, после чего выбегали голышом на мороз и бросались в снег. Андрей пошёл обратно в Рим, собирая по пути странников, которые хотели отправиться с ним. Придя в Рим, он поведал о чудесах, которые видел на севере: «Видел бани древены… И как нажарят их румяно, от одежд сволокутся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье». Существует много интересных исторических фактов, которые Нестор описал в своей летописи, которые свидетельствуют, что баня так или иначе является характерным моментом в образе жизни древних русичей.
Русская бане не потеряла своей актуальности и в наши дни
Появление русских бань в Константинополе
В 906 году от рождества Христова был окончен удачный поход князя Олега на Царьград (нынешний Константинополь). Между Русью и Византией был заключён торговый мирный договор. Среди товаров, поставляемых в Византию, была наша баня, видимо она пользовалась спросом, поскольку в Византии стало много русских купцов. К тому же торговцы надолго поселились в Константинополе, который тогда был открытым и космополитическим миролюбивым городом. А позже в Константинополе появилось русское землячество, по площади занимающее весь квартал. По сему был составлен договор, где было выведено требование: обеспечить русских купцов не только едой, питьём и жильём, но и давать им возможность посещать баню, когда им это будет угодно.
Еще один исторический факт, описанный Нестором связан с княгиней Ольгой и относится к 945 году. По приданию киевская княгиня Ольга, желая отомстить древлянам за убийство князя Игоря, связала этот момент именно с баней. К княгине прибыли послы древлян, для того чтобы сообщить, что их предводитель хочет, чтобы княгиня связала свою с ним жизнь узами брака. По традиции, Ольга приказала растопить для послов баню, ведь так было принято, и когда послы, ни о чём не подозревая, начали мыться, баню заперли снаружи и подожгли.
Историк Прокопий Кесарийский, родившийся и живший в Византии в V веке н.э. писал, что баня сопутствовала древним славянам всю жизнь: в бане их мыли в день рождения, незадолго до свадьбы и после смерти.
Когда появилась баня на Руси?
История парной уходит корнями в далекое прошлое еще задолго до становления Киевской Руси. Наши предки использовали парилку для удовлетворения многих нужд и потребностей, в частности, для очищения тела от грязи, накопленной за день после тяжелого труда, а также для избавления от различных заболеваний и привести свой организм в норму.
Баня и сегодня не утратила своей актуальности в нашей стране, однако, для нас остается загадкой история возникновения этого сооружения. Некоторые историки полагают, что идея строительства бани возникла после того, как люди случайно пролили воду на раскаленный очаг, в результате чего произошло парообразование. Другие убеждены, что люди уже тогда знали о волшебной силе пара и его благоприятном воздействии на наш организм и баня была изобретена далеко не случайно. Тем не менее независимо от причин, которые сподвигли наших далеких предков на строительство парилки, это гигиеническое сооружение вошло в повседневную жизнь людей и стало частью русской культуры.
Если верить старинным историческим летописям, первые бани появились на современной территории нашей страны еще задолго до формирования современного устройства общества. Первые упоминания о русских купальнях были обнаружены в летописях, датируемых приблизительно пятым столетием до нашей эры. В те времена баня имела вид обычного шалаша, в центре которого находился чан с горящими углями.
Отличительные особенности русской бани
Русская баня кардинально отличалась от римской. В первую очередь, конструкцией – она была деревянной, отчего и более ароматной. И без особых изысков – просто и скромно. Здесь не философствовали – сюда приходили очищаться от грязи – внешней, но, в первую очередь, душевной.
Если в римской бане была система парилок, то в русской разная температура достигалась системой полок – чем выше, тем горячее. Помещение нагревалось печкой, и разделено оно было на две части – собственно баня и маленький предбанник, чтоб раздеться, отдохнуть и пообщаться между заходами.
Но главная отличительная черта русской бани – веники. Хотя использовались они для традиционной банной процедуры – массажа. Особенно березовые хорошо разминали кости, бодрили, согревали, улучшали кровоток.
Образцом русского банного искусства, по праву, считаются московские сандуновские бани, хотя их теперешний вид мало напоминает традиционные русские. Это, скорее, собрание всех видов банного искусства, которые когда-либо существовали в мире. До революции эти заведения называли «Царь-банями». Их роскошью не пренебрегали самые знатные особы государства. А сегодня это лучшие в мире русские бани, не побывать в которых считается моветоном среди нынешних vip-персон.
Нужно сказать, что русские банные традиции сохранились до наших времен. А вот римские с крушением мошной империи почти умерли. Воссоздать их удалось в средние века, да и то в малой мере. Они более напоминали синтез турецких и римских. К XVIII веку найти более-менее пристойное место, чтобы помыться, в Европе было трудно. Бани сохранились только в Альпах, странах Балтии, Скандинавии и на Руси. То есть там, где возникали они на совершенно иной основе – стремлению к отдыху, душевному равновесию и здоровью. Этот смысл, утерянный европейцами, наши предки сумели сохранить.
Традиция париться в общих банях
В прошлых столетиях иностранцы были немало удивлены бытовавшей на Руси практикой людей обоих полов париться в общих банях. Правда, это встречалось не повсеместно и с оговорками. Если говорить о деревенских русских банях, то они предназначались для посещения одной семьи. В них парились люди обоих полов, но только ближайшие родственники, а чужих людей вместе с собой купаться не пускали. По традиции, первыми в бане парились мужчины и детвора, а после всех наступал черед мыться женщинам.
А вот в крупных городах, где проживала знать, предпочтение отдавалось крупным общественным баням, где и правда русские люди парились все одновременно без различий полов и возрастов. Подобные общественные заведения представляли собой одноэтажные здания, возведенные неподалеку от рек. После того как хорошо распарились в бане, многие люди предпочитали охлаждаться в водоеме.
Внутренняя планировка общественных русских бань была довольно простая. В них было всего три типа помещений:
- раздевалки;
- мыльни;
- парные.
Взошедшая на русский престол императрица Екатерина Вторая, имевшая немецкое происхождение, посчитала недопустимым (как и многие ее соотечественники) одновременное мытье и женщин, и мужчин. Поэтому в 1743 году своим высочайшим указом она повелела разделить бани на женские и мужские помещения. Правда, как и многие официальные решения на Руси, этот указ долгое время существовал исключительно на бумаге, а люди продолжали пользоваться банями в общем порядке. Разделение на разнополые половины произошло лишь тогда, когда были массово построены новые здания парных, в которых изначально было предусмотрены разделенные помещения.
Ближе к XIX столетию банное дело все больше расцветало в Российской империи, и в крупных городах повсеместно начали открываться пафосные бани. Их отличала богатая обстановка, дорогие буфеты с изысканными яствами и качественная обслуга. Вход в подобные элитные заведения был дорогим, а значит, еще на пороге была возможность отсеивать неподобающую публику, что так нравилось высокородным господам.
Интерьеры и архитектура этого здания настолько великолепны, что в 1992 году Сандуновские бани были официально объявлены памятником архитектуры. С тех пор они находятся под охраной государства. А это значит, что никакой собственник не сможет поменять их архитектурный облик. Отдыхать в роскошной обстановке этого заведения, открытого в 1808 году, любили не только все русские дворяне того времени, но и многие иностранцы, которые начали ценить баню.
Потусторонние обитатели бани и старинные обычаи
Парилку использовали не только для очищения тела и души, считалось, что именно здесь обитает нечистая сила. Наверное, не зря бытует подобное мнение. Ведь даже в наши дни слишком назойливого человека посылают в баню. Славяне считали, что в помещении жил банник со своим семейством.
Обитателя парилки старались задобрить любыми способами. После строительства помещения под порог закапывали тушку курицы черного окраса. Это был своеобразный дар баннику. При активном использовании парилки, хозяин, натопив баню, прежде чем перешагнуть порог, спрашивал разрешения у духа. С собой нужно было иметь что-то из еды.