История возникновения алмазной вышивки

Смальтовая мозаика

Смальта — это разновидность стеклянной мозаики. Но в отличие от последней в состав смальты входят соли калия, а не натрия, и другие природные соединения, придающие материалу цвет. Современную смальту получают в результате прессования мелких частичек плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов и спекания при температуре 700-800°C в течение суток. В результате материал приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным чистящим средствам. Смальта интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Имеющиеся технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты.

Настоящая смальта выглядит очень достойно: ее легко узнать по насыщенному цвету, даже самые светлые тона не имеют никаких белых включений. Она имеет очень гладкую и приятную на ощупь поверхность, с которой легко удаляются любые загрязнения (легче, чем с поверхности недорогих стеклянных мозаик). Кроме внешнего вида, смальта отличается от стекла по техническим характеристикам. Ей присуща устойчивость к абразивному износу, что делает ее пригодной для укладки в местах с повышенной нагрузкой как внутри здания, так и снаружи (коридор, кухня, поверхность около бассейна, крыльцо).

История

Искусство мозаики на стенах зданий из камней римляне почерпнули у греков, практикующих этот метод украшения зданий со второго века до н. э. Расцвет этого направления пришелся на период успешных военных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда империя богатела за счет сбора контрибуций. В древнеримское государство призывали из Греции мастеров для работы и обучения подмастерьев. Таким образом государство на Аппенинском полуострове получило наследие культуры мозаики от Эллады.

Римская мозаика

Сначала рисунки были очень примитивными и состояли из геометрических фигур и линий. Ремесло мозаики постепенно совершенствовалось, и мастера научились изображать на настенных картинах с помощью камней людей и животных. Усложнялась техника мощения — рисунки становились все более сложными, менялись и совершенствовались материалы: на них изображались охота, театральные и военные действия.

Работы, выполненные в более сложных техниках, таких, как опус сектиле, были доступны состоятельным людям, в чьих домах подобным образом украшались стены, полы, потолки.

Мозаичные рисунки применялись не только для украшения жилищ, но и для предупреждений — надписей, например, о том, что в доме живет собака и охраняет его. Слова «Cave canem», означающие «Берегитесь собаки» сопровождались картинкой на дорожке к дому.

Известна выполненная в технике мозаики картина с изображением Александра Македонского и царя Дария третьего «Битва при Иссе». Она сохранилась в Помпеях в доме Фавна.

Материалы

Для создания мозаики изначально использовали только драгоценные и полудрагоценные камни. С развитием ремесла умельцы добавили популярные и прочные искусственные материалы. Мозаика из камней долговечна, природная яркая краска не выцветает от попадания солнечного света. Натуральный камень сохраняет насыщенность цвета. Плавный переход оттенков на материале помогает мастеру выполнить композицию, схожую с оригиналом картины.

Классический пример использования: темный мрамор для фона в сочетании с яшмой, аметистом, бирюзой создаст нужный контраст. Элементы становятся ярче на плоскости черного цвета. Следы на камнях (штрихи, разводы, пятна) – основа этой техники. Секрет мастеров в изменении оттенка рабочего инструмента – воздействие температуры. Прогретый мрамор приобретает нежную розовую гамму, халцедон становится ярче после нагрева. Для работы подбирают пластины, которые имитируют листву деревьев с прожилками, для изображения животных – камень с рисунком ворсинок.

Стекло

Стеклянная поверхность панно обладает гладкой, целостной структурой. Используется для украшения декоративного искусства, конструкций и мебели.

Стеклянная мозаика обычно делится на две подкатегории: для украшения стен и потолков, декора мебели и аксессуаров. Художественная форма возникла в 1500-х годах в эпоху Ньяуньяна. Стеклянная мозаика сочетается с драгоценными и полудрагоценными камнями.

Керамика

Картины или отделка, выполненные из керамики, имеют следующие достоинства:

  • прочность, твердость;
  • отличное сопротивление износу;
  • низкую теплопроводность;
  • коррозионную стойкость;
  • электрическую изолированность;
  • химическую стойкость;
  • отличную отделку поверхности.

Материал бывает глянцевым и матовым. Зеркальную поверхность используют для стен, компоненты без блеска рекомендуется укладывать на пол.

Завершающим этапом мозаики из керамики выступает затирка. Ее роль состоит в соединении элементов.

Обучение на мозаичиста

Специалистов по мозаике в России традиционно готовят на кафедрах монументального искусства художественных вузов. Однако любое художественное образование позволяет работать мозаичистом. В любом случае освоение мозаичных техник требует дополнительных занятий.

Платные курсы и местер-классы проводят художественные мастерские, специализирующиеся на мозаике. Они знакомят слушателей с технологиями укладки мозаики.

Учебно-производственный центр нетрадиционных ремесел (Воронеж)

Специальность «Мозаичник монументально-декоративной живописи».

Важно! Обучают инвалидов

Металлическая мозаика

Металлическая мозаика появилась лишь несколько лет назад. Модули представляют собой штампованные металлические колпачки высотой 4 мм из полумиллиметрового листа нержавеющей стали. Они закрепляются на запатентованной резиновой подложке, которая придает плитке необходимую степень жесткости. Модули могут иметь разную форму, фактуру и даже цвет поверхности. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковер на стене или на полу. Поверхность стали делают полированной, матовой, с насечками разных видов и, наконец, покрытой тонким слоем латуни или бронзы.

Металлизма довольно дорога: 1 кв. м — около $ 250-350. Но если использовать ее в качестве декора или для отделки небольших поверхностей, получится вариант «недорого и достойно» и при контролируемых затратах интерьер приобретет изюминку. Для отделки бассейнов существует специальная серия high tech из более коррозионно-стойкой «нержавейки». Производители не рекомендует использовать ее для облицовки поверхностей, находящихся на улице. Золото и платина. Такой декор — бесспорный признак роскоши. Все фабрики, производящие мозаику, выпускают коллекции с желтым, белым золотом или платиной. Есть серии, в которых мозаику от начала до конца делают вручную, прокладывая между двумя слоями стекла настоящую золотую фольгу 99-й пробы. Очевидно, что и цена такого материала немалая — 2 евро за один сегмент (20х20 мм) или 3300 евро за 1 кв. м. Но выглядит она великолепно!

Чаще всего золотую мозаику используют поштучно, делая вставки. Подобные изделия предлагаются как для стен, так и для полов, вкрапления особенно красиво смотрятся на дне бассейна.

Цветовая палитра и применение мозаики.

К главным достоинствам стеклянной мозаики относятся широкий выбор цветов (более 80) и неограниченное число комбинаций цветов.

Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных тонов к светлым).

Малые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволинейных поверхностей. Цветные мозаичные элементы раскладываются на листах (матрицах). Модули на листе фиксируются с помощью бумаги или пленки, наклеенной с лицевой стороны, или же с помощью сетки, приклеенной с изнанки. Времена, когда мозаичный фон кропотливо выкладывался вручную, отошли в далекое прошлое. Смеси (миксы) — матрицы, набранные из разноцветных элементов, — являются основным продуктом, поступающим к потребителям.

В производстве стеклянной мозаики наиболее распространена передовая и дешевая «бумажная» технология. Если сравнивать с сеточной технологией, отличий два. Во-первых, улучшается адгезия мозаики к поверхности, так как нет промежуточной основы — сетки. Во-вторых, если при отделке выпуклых участков матрицей на сетке швы расходятся, то на «бумажной» основе — никогда.

Как правило, изготавливаются матрицы размером около 30 x 30 см, состоящие из 225 плиток мозаики величиной 20 x 20 мм каждая.

Однотонные наборы используются в основном для облицовки больших поверхностей, например бассейнов, внутренних помещений спортивных сооружений, ванных комнат, фасадов зданий. Разноцветные наборы подходят и для бассейна, и для ванной комнаты, и для «фартука» кухни. Существует возможность покупать не только стандартные смеси по каталогу, но и моделировать и заказывать свои миксы, отличные от других

Также мозаика продается в виде растяжек (от итальянского sfumature) — это панно длиной 2,5-2,8 м и требуемой ширины, на которых цвет мозаики плавно меняется от одного конца к другому.

Панно, выполненное в технике матричной сборки — это изображение, набранное из мозаики правильной формы. В распоряжении многих компаний имеются компьютерные программы, позволяющие разделять любые изображения на элементы, по цвету и форме соответствующие фабричной мозаике. Изделия, созданные с помощью этой программы, есть в каталогах каждого производителя и могут поставляться из-за рубежа или делаться в России. Такие панно дают возможность каждому покупателю получить декоративную картину, не прибегая к дорогостоящей технике подколки.

Художественное панно — это высший класс, произведение мозаичного искусства, выполненное из колотой или разрезанной мозаики (стекла, смальты, камня) по индивидуальному заказу.

Область применения промышленных мозаики ограничивается только полетом вашей фантазии. В частном и общественном экстерьере и интерьере, на стенах, полах и потолках, крышах, печных трубах, в бассейнах, фонтанах, банях, санузлах, кухнях, на лестницах и пандусах, в подземных переходах, на станциях метро, ландшафтных объектах, садовых дорожках, в скульптурах и разного рода художественной пластике — словом, везде, где имеется потенциальная возможность оживить игрой света и цветом традиционные и привычные взгляду предметы

Блики света, отраженные разноцветными кусочками непрозрачного стекла, обращают на себя внимание, создают настроение, формируя особую ауру вокруг украшенных мозаикой объектов

Фабрика и первые мозаики Михаила Ломоносова

Продемонстрировав результаты своей работы представителям двора, ученый получает средства для строительства стекольной фабрики. Одновременно, Ломоносов находит двух молодых одаренных художников — Ефима Мельникова и Матвея Васильева, которые становятся его учениками в деле возрождения мозаичного дела в России.

Одним из первых опытов создания мозаик Ломоносовым стало изготовление портрета Петра I. Для своей работы начинающий мозаичист выбрал два живописных образца. Лицо императора Петра было скопировано с портрета придворного художника Л. Каравакка, а доспехи с картины другого мастера: Ж. М. Натье. Это также был впечатляющий успех, портрет Петра I стал зримым подтверждением: российская школа мозаичного дела состоялась.

Другой мозаичной работой Ломоносов отблагодарил за помощь и поддержку своей деятельности графа Петра Ивановича Шувалова. Эту мозаику набирали Ефим Мельников и Матвей Васильев, ученики Ломоносова. Образцом служил живописный портрет графа. Работа обладает огромной художественной ценностью, сегодня она хранится в Государственном Эрмитаже.

Мозаика

Мозаика
— один из древнейших видов изобразительного искусства. Прочность материалов,
используемых для ее изготовления, устойчивость к разрушению и старению,
позволила дойти до нас образцам, датируемым IVтысячелетием до н.э.

Мозаика
(франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное
музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по
материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных
видов монументально-декоративного искусства.

Мозаика
употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного
искусства и реже — для создания станковых картин. Особым видом мозаики является
инкрустация. Мозаика набирается из кусочков, которые имеют простую
геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое
извести, цемента, мастики или воска.

Существуют
два приЕма набора мозаики: «прямой», при котором частицы вдавливают в
закрепляющую массу, нанесенную на декорируемую поверхность, и
«обратный», когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на
рисунок, исполненный на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны
заливается закрепляющим составом, временная основа отделяется и полученный блок
монтируется на стену или потолок).

Древнейшие
сохранившиеся мозаики — орнаменты из глиняных кружков различной окраски (храмы
в Двуречье, 3-е тыс. до н. э.).

Античная
мозаика, украшавшая преимущественно полы зданий, развивалась от несложных
узоров и лаконичных изображений, выложенных галькой, к изысканным многоцветным
или черно-белым композициям из рубленых кусочков камней, выкладываемых прямым
способом и после набора шлифуемых (в результате чего возникал характерный для
античной мозаики ровный блеск поверхности).

В
византийском искусстве наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не
шлифовались, что позволяло добиться особой глубины и звучности цвета;
византийские мозаики (например, М. Софии храма в Константинополе), с их
мерцающей поверхностью и обильным применением золота, органически сливались с
массивом стены, обогащая пространство интерьера.

Высокого
расцвета достигло искусство мозаики и в странах, интерпретирующих византийские
традиции: в Италии, Грузии (Мозаика Гелатского монастыря, 12 в.), Древней Руси
(Мозаика 11-12 вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре в
Киеве).

В
России технику смальтовой мозаики возрождает в 18 в. М. В. Ломоносов, под
руководством которого набираются станковые портреты и батальные композиции. В
1864 при петербургской АХ было создано отделение по изготовлению мозаик для Исаакиевского
собора.

Мастера
«модерна» и национально-романтических течений (испанец А. Гауди,
австриец Г. Климт, русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко
обращались к технике майоликовой М. В современных М., составленных обычно из
крупных частиц, преобладают композиции, построенные на сочетаниях броских
локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х.
Эрни).

Подъем
советской мозаики, наметившийся с 1930-х гг., был обусловлен возросшим
интересом к проблемам синтеза искусств. Среди работ художников старшего
поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П.
Д. Корина, флорентинские мозаики Г. И. Опрышко; в 60-70-е гг. яркие образцы
мозаичного декоративного убранства создают А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко,
Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, Б. П. Чернышев, В.
Б. Эльконин.

Смальта
изготовляется на заводах и выходит из плавильных печей в виде кубиков. Задача
мозаичиста — правильно наколоть ее в нужный размер и придать форму, — сделать
модуль. Это делают специальным молоточком. Большое значение придается
поверхности и грунту, на который кладется мозаика. Сами камни в течение многих
веков способны сохранить изображение без изменения, но слабым местом мозаики
всегда был грунт. Мозаика, являющаяся необычайно богатой и эффектной техникой
живописи, находила широкое применение в прошлом для оформления Церквей и
дворцрв, в недавнем прошлом — в украшении общественных зданий и метро, а в
настоящее время для украшения храмов нашей Родины.

Изготовление

Мастер выполняет кропотливую работу с огромным терпением. Каждый кусок материала отличается по размеру. Его вырезают, формируют, подвергают механическим воздействиям. Затем снова измеряют и повторно обрабатывают до тех пор, пока он не будет полностью соответствовать размерам для соединения с соседней деталью. Ремесленники нередко работе посвящают часы, чтобы получить один кусочек «головоломки».

Процесс выполнения техники разделяется на три этапа:

  • выбор материала;
  • сбор мозаики (прямой или обратный);
  • полировка поверхности.

Подбирая камни, стоит учитывать свойства породы, поскольку каждый минерал обладает оптическим характером. Это пористость, гладкость, яркость, насыщенность цвета.

В 21 веке за счет цифровых технологий выполнить такую работу можно быстрее. Лазерный луч переносит изображение с компьютера без лишних погрешностей и оставляет нужный запас по краям элемента.

На подготовленных предметах делают разметки и режут детали на станке. Толщина готовых пластин достигает 2-3 мм. Доработка частей происходит на станке для шлифования деталей. Обратный метод для сборки картины – укладка элементов лицевой стороной вниз, используя трафареты. Собранную основу закрепляют клеем с изнаночной стороны. Этот способ применяют для объемных работ. Завершающим штрихом является шлифовка готовой поверхности.

Метод прямого набора изображения – укладка деталей на объекты (столешницу, сундук, шкатулку). Опытные мастера производят укладку фрагментов при помощи закрепляющего слоя. Все выложенные элементы на поверхности обрабатывают полировочной пастой. Полировку выбирают разную в зависимости от рабочего материала. Завершающая отделка показывает блеск, переливы оттенков на художественной композиции.

Виды

Стеклянную мозаику можно разделить на два вида: мелкие элементы и мозаичная плитка, которая включает множество деталей на одном полотне — специальной сетке.

Мозаичная плитка — это наиболее практичный вариант, поскольку она требует меньших затрат как в материальном, так и в профессиональном плане. Уложить такую плитку можно и самостоятельно, да и любой специалист широкого профиля справится с этой задачей.

Существует несколько видов мозаики на сетке, каждый из которых обладает определенными преимуществами и недостатками.

Самой популярной является мозаика из стекла одного тона, которую еще часто называют сплошным полотном. Все чипы на сетке одного тона, поэтому получить какой-либо рисунок не получится, разве что комбинировать несколько видов. Она легко укладывается, с легкостью моется и сохраняет прежний вид на протяжении длительного времени. Такая разновидность применяется для отделки ванных комнат и внутренней поверхности бассейнов.

  • Растяжки включают несколько цветов, создающих особое настроение. Иногда это омбре — полотно с плавным переходом от светлого оттенка к темному или наоборот. Дизайнеры применяют растяжку для создания цветового акцента, оформляя одну стену или определенный участок.
  • Мозаичная смесь представляет хаотичное распределение чипов разных оттенков. Такие узоры неповторимы, поскольку в полотне встречается один или два одинаковых оттенка.
  • Зеркальные элементы создают удивительную атмосферу. Это проявление роскоши и благородства, поскольку чипы зеркального исполнения визуально расширяют пространство и создают атмосферу чистоты, гармонии и спокойствия. Применимы в любом интерьере, главное, соблюдать пропорции и не делать больше, чем это действительно необходимо. Зеркальная мозаика с легкостью сочетается с другими видами полотен.
  • Наравне с зеркальной мозаикой актуальны виды с добавлением авантюрина, который дает отражающую поверхность. В результате получается уникальная мозаика с изящным блеском и необычным рисунком.
  • Добавление при изготовлении золотой фольги создает чипы золотого оттенка, которые выделяются на фоне остальных. Он гармонично соседствует с другими элементами, имеет несколько тонов и привносит в интерьер необычайный блеск.
  • Мозаика с перламутровой поверхностью — это универсальный вариант, который используется в разных жилых помещениях. Он подходит для создания яркого и оригинального полотна, выступающего в качестве акцента.

Мозаика в виде отдельных чипов — это возможность создавать интересное и уникальное по своим характеристикам полотно, но на это придется потратить немало времени, сил и денег. Она выпускается в разных оттенках и цветах, а коллекции начинаются от простых и бюджетных до безумно дорогих и элитных вариаций на актуальные темы.

В некоторых случаях мозаику изготавливают самостоятельно. Для этого используются ненужные изделия из стекла, которые ломают, придают им необходимую форму и выкладывают в качестве мозаичных элементов. Мозаика также бывает бумажной или каменной. Размеры таких изделий около 4 см или 30х30 мм.

История возникновения техники

Она зародилась в Италии XVI века и своим развитием обязана знаменитому семейству Медичи, чьи представители всегда покровительствовали художникам и мастерам прикладных искусств. Герцог Фердинанд I ди Медичи основал первую профессиональную мастерскую, пригласив лучших камнерезов со всей Италии и из других стран. Добыча сырья не ограничивалась только местными ресурсами, ведь закупки производились в Испании, Индии, странах Африки и Ближнего Востока. Для мастерской была собрана огромная коллекция полудрагоценных камней, запасы которой используют и сегодня.

Изготовление мозаик приносило огромную прибыль и считалось стратегически важным производством для Италии тех лет. Три столетия эти мозаики были популярны по всей Европе: дворцы правителей и знати непременно использовали в своем убранстве роскошные флорентийские «картины из камня». Лишь к середине XIX века этот вид декоративной отделки постепенно вышел из моды.

Полтавская баталия

Главным достижением мозаичной мастерской Михаила Ломоносовастало монументальное полотно «Полтавская баталия». На создание этого панно шириной 6.4 и высотой 4.8 метра ушло два года (1762 — 1764).

Картина с панорамой Полтавского сражения была лишь одной из 12 задуманных мозаик, изображающих этапы жизни и деятельности Царя-Реформатора. Эти 12 панно должны были стать внутренним украшением Петропавловского собора, в котором находится гробница первого российского императора. Осуществлению грандиозного замысла помешала смерть Михаила Ломоносова. Он умер в 1765 году. В 1925 году мозаика была перенесена в здание Академии наук в Ленинграде, где находится и по сей день.

ПОЛЕЗНАЯ ССЫЛКА: Об истории Флорентийской, Михайловской и Софийской мозаичных школ вы узнаете, ознакомившись с этой статьей: «История мозаичной плитки. Часть вторая»

Материалы

Первоначально мозаичные полотна и другие изделия флорентийские мастера изготовляли для монархов и флорентийской знати используя исключительно драгоценные или полудрагоценные камни.  Работы выглядели прекрасно, но стоили дорого.

Использование более доступных минералов позволяло расширить изготовление очень востребованных мозаичных произведений. Применяя простые природные материалы, флорентийские мастера научились создавать прочные, долговечные художественные творения, сохраняющие до наших дней свою каменную красоту.

Картины с применением мрамора, яшмы бирюзы и аметиста и других минералов позволяют создать разнообразную по яркости, насыщенности палитру естественных оттенков. Физические и химические свойства природных материалов не подвержены климатическим испытаниям и выцветанию.

Стекло

Стеклянная мозаика, выполненная в флорентийском стиле, сохраняет многолетние традиции итальянских мастеров, по созданию реалистичных, абсолютно гладкий, целостных по содержанию работ. Использование в качестве материала художественно обработанное стекло, удешевляет стоимость мозаики и востребована по трем направлениям, как:

  • украшение напольных покрытий, стен и потолков;
  • оригинальный декор мебели;
  • создание эксклюзивных аксессуаров.

Керамика

Флорентийская керамическая мозаика, сходна с камнем, идеально подходит для украшения полов, стен. Для художественного напольного покрытия используют матовые оттенки, а для стеновых панно глянцевые.
Модные керамические картины, напоминают полотна из камня и имеют аналогичные характеристики:

  • твердое, прочное, плотное покрытие не подвержено износу;
  • располагает водонепроницаемостью и устойчива к коррозии, плесени;
  • обладает низкой теплопроводностью, электрической изоляцией;
  • устойчива к физическому воздействию и химикатам;
  • не требует особого ухода за поверхностью.

Флорентийская мозаика безупречна по подгонке стыков между каменными элементами, так что абсолютно не видно мест соединений. Современные мозаичных дел мастера не только по камню, а и по стеклу, керамике, продолжают традиции итальянских умельцев.

Эксклюзивные предметы искусства — мозаичные полотна, предназначены для элитного украшения интерьеров. Несмотря высокую стоимость, оправданную объемом, качеством работ в флорентийском стиле, мозаичные панно на стенах, потолках и красивые узоры напольных покрытий остаются востребованными.

Использование флорентийской мозаики сегодня

Высокую декоративность флорентийских мозаик давно оценили архитекторы. В советский период использование различных видов мозаики для общественных помещений переживало свой расцвет. В основном панно делали из смальты, но флорентийский метод также не был забыт и активно применялся. А поскольку эта техника наиболее долговечна, так как годы не властны над каменными картинами, то они до сих пор выглядят как новые.

В современных интерьерах правильно подобранная флорентийская мозаика не будет выглядеть чужеродным и устаревшим элементом. Великолепные узорные панно для стен и пола в холле, ванной, кухне можно вписать как в классический стиль, так и в модерн, они оживят строгий хай-тек или лофт. Прекрасно будут смотреться мозаичные полотна и в отделке бассейна или террасы в загородном доме.

Интересно смотрятся и малые формы данной мозаики: декорирование шкатулок, зеркал, подарочных письменных наборов для кабинета и так далее.

Эта техника также широко используется в ювелирном деле: крупные броши, серьги, перстни, кулоны с наборным каменным рисунком несут в себе особую притягательность натурального материала.

Несмотря на технологический прогресс, метод флорентийской мозаики все равно остается трудоемким и рукотворным, поэтому эти произведения достаточно дороги, а цена лучших образцов сопоставима со стоимостью шедевров классической живописи.

Исторические сведения

Так, после экспериментов с доступным сортом стекла — смальтой, они смогли делать заготовки для высокохудожественной мозаики:

  • разноцветные, с добавлением природных минеральных красителей;
  • с добавлением различных металлов (золота, серебра и др.).

Начиная с III в. искусство византийских мастеров стало развиваться и достигало наибольшего расцвета на протяжении 2 периодов:

  • «Золотой век» — VI-VII вв.;
  • после окончания периода иконоборчества — IX-XIV вв.

Христианская и библейская истории стали центральной темой мозаик.

Для достижения максимального впечатления от изображений мастера доводили красочную палитру до возможности передавать все, встречающиеся в природе:

  • цвета;
  • оттенки;
  • полутона.

На протяжении существования Византийской империи искусство создания мозаики развивалось и совершенствовалось.

Когда не было разделения на «физиков» и «лириков»

В России, недавно утвердившейся в статусе сильной европейской державы, эпоха просвещения ярче всего отразилась в судьбе и личности Михаила Ломоносова. Как и многие современники, он успешно совмещал естествознание и гуманитарные науки. В соответствии с идеалами эпохи энциклопедистов, Ломоносов посвящал часть своего времени занятиям искусствами, и в этой сфере также добился многого.

Часть своих исследований Ломоносов посвятил проблеме производства стекла, это направление тогда в Европе переживало бурный подъем. Вплотную к стекольному делу примыкало искусство изготовления мозаик, материалом для которых служила смальта. Это разновидность стекла, отличающаяся высокой плотностью и отсутствием прозрачности. В процессе изготовления, в смальту добавляют оксиды различных металлов, что позволяет получить множество оттенков цвета.

Первые трудности и первые успехи

Несколько лет потратил Ломоносов, убеждая правительственных чиновников выделить бюджет для создания химической лаборатории. Получив такую возможность и приняв деятельное участие в обустройстве первой в России научно-исследовательской и учебной химической лаборатории в 1748 году, ученый с полной самоотдачей приступил к опытам.

Не жалея своего здоровья, Ломоносов проводил дни и ночи, работая в лаборатории. Чтобы систематизировать свои изыскания, ученый пишет ряд теоретических трудов. План исследований был составлен удачно, и вскоре пришли первые серьезные успехи. Открыты и подробно описаны методики получения смальт самых разных цветов и оттенков.

Успехи разжигают в ученом подлинный азарт исследователя, новые опыты дают ещё более ценные результаты. Ломоносову удается превзойти достижения всех существовавших на тот момент школ изготовления смальты.

Технология изготовления

Византийская мозаика характеризуется художественным мастерством высокого уровня. В основе ее изготовление лежит штучный элемент. При правильном подборе цветов и форм всех элементов и фрагментов на выходе, у мастера-мозаиста получался художественный шедевр.

При смешивании исходных ингредиентов в различных соотношениях мастера научились изготавливать до нескольких сотен различных видов смальты. Для ее обработки хорошо подходил несложный слесарный инструмент, которым в те времена располагали ремесленники. Благодаря такой огранке отдельным элементам придавались геометрические формы, удобные для укладки их в мозаичное полотно.

Распространенные формы штучных элементов:

  • кубическая (использовалась чаще всего);
  • прямоугольная;
  • треугольная;
  • фрагмент зигзага;
  • многогранная и др.

Основные этапы технологии изготовления мозаик:

Выполнение эскиза будущего полотна. Он прорисовывался в полном виде. Затем делился на фрагменты и смысловые части. Над одной мозаикой могло трудиться несколько ремесленников одновременно.
Укладка первоэлементов проводилась только на ровную и гладкую поверхность

Ее подготовке и конечному качеству уделялось особое внимание.
Параллельно идет изготовление смальты: подбираются ингредиенты, при смешивании которых мастер получает необходимый цвет. Например, если на лицо персонажа падает тень, то этот фрагмент будет состоять из 3-4 оттенков смальты для постепенного перехода колера.
Отличительная черта готового рисунка — четкий контур у каждого персонажа и объекта

Для этого применяется прием оконтуривания — когда маленькими кубиками прокладывается 1 или 2 тонких линии вдоль границ объекта и фона.
Для подчеркивания святости участников библейского события на полотне применялась смальта с добавлением: золота, серебра и ртути. Данный технологический ход позволял создать эффект живости и показать особое значение происходящих событий.